Футбол без пива – деньги на ветер? Голландские пивовары рвутся в российский спорт

14 июля 2021, 16:47
Фото: MARKO DJURICA / Pool / REUTERS

Мы уже писали про надвигающиеся реформы в российском футболе – тотальные изменения во всей вертикали лиг, а также переход РПЛ на «швейцарскую систему» с большим количеством как обычных, так и рейтинговых матчей. Эта информация появилась в СМИ после того, как Российский футбольный союз разослал клубам проект этих реформ, разработанный голландской компанией Hypercube. В этом документе была и еще одна очень интересная информация.

Дело в том, что в проекте по реформированию российского футбола были обозначены не только структурные изменения для поднятия соревновательности и экономической составляющей, но и другие способы развития нашей футбольной экономики. В частности, в документе было обозначено, что голландская пивоваренная компания Heineken готова прийти со своим продуктом и своими деньгами на российский футбольный рынок. Только спонсорский контракт оценивают примерно в 2 млрд рублей – достаточно большие деньги для отечественного рынка. Но здесь есть одна загвоздка – пока полноценная кампания по продвижению пивного бренда никак не стыкуется с российским законодательством.

Закон и пиво

Чтобы понять, что к чему, надо вернуться почти на 20 лет назад – в 2002 год, когда в Японии и Южной Корее проходил чемпионат мира по футболу. Тогда сборная России не смогла выйти из группы. Эта неудача спровоцировала настоящий бунт на Манежной площади – бились витрины, горели машины, ревели сирены скорой помощи. Разгоряченная алкоголем толпа молодых фанатов сметала все на своем пути. Когда начали разгребать завалы, повсюду валялись бутылки и банки из-под пива. Этот напиток вместе с остальным алкоголем и сделали крайним.

Фото: Дмитрий Коробейников / РИА Новости

В 2005 году в силу вступил закон, запрещающий продажу пива и другого алкоголя на территории спортивно-оздоровительных сооружений и во время спортивных мероприятий. Этот же закон, который практически не изменился, действует и по сей день. Послабления были лишь на время чемпионата мира, когда на территории стадионов официально продавался пенный напиток – одно из требований ФИФА к стране-организатору Кубка мира. Но после завершения ЧМ-2018 все вернулось на круги своя. Продавать пиво на стадионах нельзя, если это не VIP-ложи, которые вообще не понятно как регламентируются и почему там алкоголь любой крепости находится в свободном доступе. Но сейчас не об этом.

Дальше – больше. В 2007 году сильно ограничили рекламу пива – ее можно было показывать исключительно в вечернее время суток. Никакой рекламы пива на стадионах не должно было присутствовать. Сейчас есть некоторые послабления. Например, Федеральная антимонопольная служба закрывает глаза на рекламу марки пива, если она подается под видом рекламы безалкогольного продукта. Но полноценной рекламной кампанией это назвать нельзя. Этим ты никак не заинтересуешь потенциального крупного спонсора для всего футбола. А в 2011 году пиво приравняли к остальному алкоголю и запретили употреблять его в общественных местах. Через год запретили его продажу после 23 часов, что еще сильнее ограничило возможности пивоваров прийти в наш футбол.

Фото: Константин Чалабов / РИА Новости

Все за пиво

При этом все, кого ни спроси, ничего плохого в пиве на футболе не видят. Вот и Йозеф Блаттер в беседе с Владимиром Путиным перед ЧМ-2018 объяснял, что пиво – это часть футбольной культуры:

«Этот продукт – часть жизни болельщиков. Болельщики хотят пива. Я считаю, что пиво не так разрушительно, если его потреблять, как все в жизни, в надлежащем количестве. Давайте радоваться жизни. Радоваться игре. И давайте пить пиво», – сказал тогда Блаттер.

Уже после чемпионата мира в очень необычной манере высказался президент Татарстана Руслан Минниханов, от которого этого можно было ожидать в последнюю очередь:

«Мы продали пива на 89 млн рублей. Никаких эксцессов, никаких проблем не было. Мне, конечно, стыдно так говорить, мусульманину, но я забочусь о наших братьях-православных», – заявил глава татарской республики.

На это отреагировал даже президент России:

«Уж если мусульмане просят к пиву либеральнее подойти – посмотрим», – заявил Владимир Владимирович.

Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости

С тех пор прошло три года, а мы все еще смотрим. Наши футбольные клубы буквально умоляют разрешить им свободно рекламировать и торговать пивом. Глава Премьер-лиги тоже слезно просит предоставить им дополнительные маркетинговые возможности за счет пивных спонсоров. Даже президент Российского футбольного союза Александр Дюков, экс-президент «Зенита» и далеко не последний человек в «Газпроме», является сторонником возвращения пива на трибуны и на рекламные баннеры в полном объеме:

«Мы не видим никакой проблемы в разрешении продажи и рекламы пива на стадионах. Безусловно, в этом будет больше пользы российскому футболу, поскольку это очень важный источник дохода как для лиг, так и для клубов», – уверен Дюков.

Интерес со стороны голландских пивоваров, конечно, льстит нашему футболу, но что-то подсказывает, что одного лишь потенциального контракта на 2 млрд рублей будет недостаточно, чтобы заставить двигаться массивный государственный аппарат в нужную сторону. Если уж финал Лиги чемпионов, Кубок конфедераций, чемпионат мира и чемпионат Европы не смогли почти ничего поделать с этим законодательством, то куда уж Премьер-лиге...