Интернет все больше и больше проникает в нашу жизнь. Сейчас без него уже практически невозможно существовать, а в скором времени – даже футбол будет не посмотреть.
Будущее стучится в наши двери, но не всем это нравится. Молодежь, понятно, может обойтись и без АПЛ с Ла Лигой на телевидении: купить подписку у стримингового сервиса – не проблема. Но для поколения постарше с этим возникают определенные трудности. Человеку в возрасте не так просто понять, как завести аккаунт на стриминге, как оплатить подписку картой, да даже как установить приложение не то что на смартфон, а на смарт-ТВ. Да и умного телевизора с интернетом зачастую дома нет. Приходится отказываться от чемпионатов Англии и Испании.
БЕЗ СБОРНОЙ НА ТВ?
Но одно дело, когда человеку в России приходится отказываться от чужих команд и чужих соревнований. Совсем другое, когда нет возможности увидеть что-то свое. Так, например, сейчас по телевидению, будь то общедоступные или платные каналы, невозможно посмотреть матчи ФНЛ. Права на «лучшую лигу мира» выкупил один из отечественных интернет-гигантов, который теперь транслирует их у себя на платформе. А в ближайшее время с телевидения может исчезнуть и… сборная России.
Стриминговый сервис Okko, который последние три сезона владеет правами на АПЛ, а не так давно заключил долгосрочный контракт на показ испанского чемпионата, объявил о покупке телеправ на три сезона Лиги наций УЕФА, квалификационных матчей к чемпионатам Европы 2024 и 2028 годов и европейских отборочных игр к чемпионату мира по футболу 2026.
«Подписчики Okko Спорт смогут без дополнительной платы смотреть матчи Лиги наций УЕФА и европейские квалификационные матчи к чемпионату Европы по футболу 2024 и 2028 года, а также к чемпионату мира по футболу 2026. Okko также покажет товарищеские матчи, проводимые под эгидой УЕФА в период с 1 июня 2022 года до чемпионата Европы по футболу», – говорится в пресс-релизе, который разослал стриминговый сервис.
Для справки: сейчас годовая подписка на пакет «Okko Спорт» стоит 4990 рублей, а на «Okko Футбол» – 3990 рублей.
Правда, не хочется верить, что в России такое возможно. Надо понимать, что это – не окончательное решение. Телеправа – эта такая штука, которую можно перепродать, например, «Первому», причем, за очень неплохие деньги. А главный российский канал наверняка заинтересуется в покупке такого лакомого кусочка, как трансляции матчей сборной России. Так что, не все еще потеряно.
МИРОВАЯ ТЕНДЕНЦИЯ
Телевидение во всем мире сейчас находится в переходном периоде. Идет огромный отток аудитории от традиционных телевизоров в сервисы, которые распространяют контент через интернет, будь то трансляции на сайтах, ютуб-каналы, собственные стриминговые платформы, мобильные приложения или программы для смарт-ТВ, подключенных к интернету. Зритель все больше и больше уходит от навязанной программы передач к возможности выбирать, что смотреть здесь и сейчас – без необходимости ждать, прерываться на рекламу и просить записать что-то, пока тебя нет дома.
Об этом уже говорит даже официальный представитель Международного Олимпийского комитета Марк Адамс, который занимается именно дистрибуцией контента:
«Уйдут ли Олимпийские игры с телевидения Это серьезный и интересный вопрос. Нам нужно соблюдать принцип олимпийской хартии и обеспечить максимальный охват вещания, чтобы люди могли увидеть все соревнования. Сейчас идет переходный период. Однако все движется в сторону стриминговых платформ, и это, в том числе, связано с пандемией», – цитирует Адамса пресс-служба МОК.
Причем, цифры подтверждают правильность подобных решений. Известный журналист Василий Конов в своем телеграм-канале делится исследованием «Медиаскоп» по итогам Олимпийских игр в Токио: доля аудитории летних Олимпийских игр падает. В 2008 году (Пекин) она составила 9,3%, в 2012 году (Лондон) – 7,3%, в 2016 году (Рио-де-Жанейро) – 7,1%, а в 2021 году (Токио) – 7,2%. При этом накопленный охват соревнований также снизился – с 83,9% в 2008 году до 61,6% в 2021. Любители спорта никуда не делись – они живы и здоровы, просто смотрят трансляции уже не по телевидению.
Понятно, что уход качественного контента в сеть – болезненный процесс. Но таковы новые реалии, от которых не спрятаться и не скрыться. Придется как-то адаптироваться к создавшимся условиям.