Помните, как в «Локомотиве» началась немецкая эра? Тогда, в июле 2021 года клуб с пафосом представил Ральфа Рангника – именитого немецкого специалиста, который на тот момент уже какое-то время из тени рулил спортивным отделом красно-зеленых. Рангник приехал в Россию и начал рассказывать красивые истории про светлое будущее – омоложение состава, притягательный стиль игры, перспективных новичков из Европы, грядущие космические трансферы на выход, борьбу за чемпионство с «Зенитом».
Немецкий стиль
По словам Ральфа старенький паровоз должен был стать суперсовременным поездом «Сапсан». Изменения пошли. Клуб избавился от возрастных футболистов, включая и одного из лучших форвардов чемпионата на данный момент Федора Смолова, а на европейском и российском рынках постепенно закупил новых игроков на €55 млн. Правда, многие сделки вызывали сомнения – за кого-то сильно переплачивали, кто-то ехал из вторых лиг западных стран, но веру в проект все это не подрывало.
А потом начался длительный закат проекта, который тянулся намного дольше рассвета. Первым по тапкам дал тот самый Ральф Рангник – согласился на очень неожиданное предложение на время возглавить «Манчестер Юнайтед», чтобы потом остаться в легендарном клубе в качестве функционера. Следующим после событий 24 февраля уехал его первый ставленник немецкий тренер Маркус Гисдоль, у которого на тот момент с красно-зелеными было 12 матчей, за которые клуб в среднем набрал по одному очку – 3 победы, 3 ничьи и 6 поражений.
Стиль игры не отвечал обещаниям, а качество большинства новичков вызывало уже не сомнения, а ужас. Но Рангник с Британских островов продолжал уверять, что проект жизнеспособен – надо только дать время. Из технического директора русский немец Томас Цорн превратился в спортивного, а на тренерский пост пришел Марвин Комппер, которого дублировал Йозеф Циннбауэр. Журналисты не совсем понимали, кто на самом деле руководит командой.
В итоге Комппер быстро слился, и его позицию, как и ожидалось, занял подсидевший соотечественника Циннбауэр. Клуб постепенно катился в пропасть. перспективные легионеры уже не ехали в Россию даже под такой симпатичный проект, а те, кто оставался, хотели побыстрее уехать назад в Европу. Естественно, играть не было никакого настроя. Футболисты открыто говорили, что команда не выкладывается на сто процентов.
Крушение поезда
В этом сезоне «Локомотив» выдал худший старт в истории, а после 12 туров вообще опустился в зону вылета, с 9-ю очками, уступая даже воронежскому «Факелу». Пять поражений подряд все же вынудили руководство команды отправить в отставку и главного тренера, и спортивного директора. Красивая сказка кончилась грандиозной ложью, в итоге оставив лишь намек, который должен хорошим уроком стать для добрых молодцев.
Но жизнь не стоит. Свято место пусто не бывает. Сейчас главная тема – кто примет сошедший с рельсов паровоз? Вариантов много – от занимающих в клубе номинальные посты ветеранов вроде Дмитрия Лоськова и до скандально покинувшего «Химки» Сергея Юрана, от наставника ярославского «Шинника» Вадима Евсеева и до легендарного Юрия Павловича Семина.
Беспроигрышным кандидатом выглядит Семин – хуже точно не сделает, но может включить свою магию и вернуть «Локомотив» в верхнюю часть турнирной таблицы если не к концу осени, то точно к началу весны. Однако этот вариант тоже чреват. Палычу уже 75 лет, а команде надо как-то учиться жить и без него. Последнее десятилетие показало, что у них друг без друга выходит не очень. Но эта дорога в дальней перспективе ведет в никуда.
Остается прокладывать новые рельсы. Вот только дальше границ РФ пока эта колея вряд ли уйдет – ни еврокубков, ни привлекательности для качественных иностранцев, ни новых вызовов. Впереди – только съезд на запасной путь в Первую лигу по пути тех же «Динамо» с «Рубином». Может, так будет даже лучше. Бело-голубые в прошлом сезоне продемонстрировали, что на развалинах можно построить что-то новое и красивое. Посмотрим, как там будет у «Локомотива». Вдруг он станет тем самым паровозиком, который смог…