Тренер «Торино»: «В России детей заставляют делать взрослые упражнения. Так нельзя»
Анджело Ринальди – известный итальянский наставник, который работает по профессии уже 25 лет, За это время он успел потренировать в «Лацио», «Перудже» и даже возглавлял юношескую сборную Китая до 16-ти лет. Он специализируется на работе с молодыми футболистами. Сейчас Анджело трудится в академии «Торино», а в Россию приехал на летний лагерь официального филиала сочинской академии туринского клуба, чтобы несколько недель поработать с российскими детишками.
– Анджело, расскажите, чем отличаются дети в Италии, Китае и России, если вообще отличаются?
– Большой разницы между детьми нет – они везде одинаковые. Есть разница только в подходе и программе, по которой они занимаются. Постараюсь объяснить в двух словах. В странах Европы, таких как: Италия, Испания, Франция, Бельгия, Германия, Англия, которые являются лидерами в сфере футбола, используется методология и четкая схема, которая нацелена на развитие футбола именно в юношеской категории. В России, да и вообще в восточных странах, я столкнулся с тем, что «дела делаются», потому что они должны делаться. Это единственная причина. Тренеры просто скачивают программу из интернета и дают ее детям. И в России, и в Китае ребята тренируются по несколько раз в день, практически не имея свободного времени. В Италии не так – там у детей до 16-ти лет есть всего одна двухчасовая тренировка в день.
Проблема в том, что детям дают упражнения для взрослых, которые им вообще не нужны. Смотрю, а они качают мышцы, хотя у них еще нет мускулатуры – там нечего качать. Эти упражнения только вымотают их, но ничего не дадут. Еще одна проблема – детям это неинтересно. Бесконечные занятия не принесут пользы. В этом возрасте надо оттачивать технику, объяснять тактику, давать насладиться футболом, игрой в мяч, а не изнурять детей физическими упражнениями. Здесь у вас живет больше людей, чем в Италии. В России есть спортивные комплексы, которых нет даже у нас, но классных футболистов меньше. Проблема не в детях, а в программе, по которой они занимаются. У детей есть большой потенциал, который нужно развивать, но развивают его плохо. Поэтому и нет плодов.
– Хорошо, как правильно работать с детьми в таком возрасте? Что им надо давать? Как правильно выбрать им тренера?
– Кстати, в Италии специалистов, которые работают с подростками чаще называют не тренерами, а инструкторами. А у детей надо развивать координацию, учить бегать, падать, катиться, и много-много техники. Лучше дать им на час мяч в ноги, пусть учатся. Открывают мир, который пока для них не изведан. Вот и все. Главное, доверить ребенка инструктору, который умеет это делать. А не тому, кто открывает интернет и видит упражнения, приходит на поле и показывает. Методологию знать хорошо, но нельзя слепо следовать инструкциям. С детьми нужно быть гибким, чувствовать их настроение. В России я видел, как совершенно бессмысленные упражнения длятся по полчаса. Если ребенку неинтересно так заниматься он не будет стараться или вообще не будет заниматься. Так теряются таланты.
– В России детские тренеры часто уверены, что с детьми работает жесткий подход. Это верно?
– Скажем так, строгость – это часть вашей культуры. В Китае еще хуже. Здесь так принято. Но если ты дашь возможность тренеру правильно действовать, то потом увидишь правильные результаты. Здесь, когда я тренирую, я не наказываю, не грублю им. Дети любят, когда с ними общаешься на равных. Потому что когда они тренируются, то в то же самое время развлекаются. Дети есть дети во всех странах. Хотя… Немного строгости здесь и в других странах не помешает. Если совсем запустить, это может привести к обратным результатам.
– Как тогда сладить с маленькими безобразниками?
– Первое, что нужно понимать – это то, что когда они маленькие, тренер должен стать их другом, помощником. Ты должен спуститься на их уровень и попытаться понять их, потому что они малыши, и они не могут увидеть мир твоими глазами. И потом когда ты вовлекаешь их в игру, у них нет проблем, потому что они развлекаются и в то же время тренируются. Игра для маленьких должна быть в первую очередь развлечением. Когда они развлекаются, то не капризничают. Иногда можно взять на минуточку в руки, обнять, немного пожурить и проблема решена.
– То есть, дело в подходе? Поэтому в России почти не появляются такие яркие футболисты, как в Италии, например?
– Сейчас в Италии с этим тоже проблемы. Наша молодежь не в лучшей форме. Причин я назвать не могу. У нас заканчивается пора ярких футболистов. В мире футбола непросто сейчас работать. кстати, в России, здесь в «Торино», я увидел двух очень способных ребят семи лет, которые подают большие надежды. Но в таком возрасте, конечно, рано судить. Надо, чтобы они прошли все уровни развития, а не перескакивали от простого катания мяча к взрослым упражнениям. Ребенок в десять лет не должен набивать мяч 70 раз. Достаточно и шести. Если каждый день с ним заниматься, к 16-ти годам, он будет набивать этот мяч. Это не показатель, как и то, сколько раз он отжимается. Если его правильно развивать, то в возрасте 17-ти лет он уже получит все необходимые навыки и опыт, как на физическом, так и на техническом уровне.
– Получается, что детский тренер должен владеть и методологией для взрослых?
– Как таковых правил нет. Все зависит от тренера, что ему больше нравится. Я начал с малышей. И когда начал, один опытный преподаватель сказал мне: «Если ты умеешь тренировать маленьких, то сможешь работать так же и со взрослыми. Если начнешь со взрослых, маленьких не сможешь». Тренер тоже должен пройти все этапы развития в правильном порядке. Каждый тренер имеет свою специализацию. Но кто начал со взрослых, тренировать детей потом не сможет. Разница огромна. В основном, разница в сложности заданий и пространства для упражнений.
– Расскажите, как вы работаете с детьми.
– Я работал с разными возрастами, начиная с шести лет. Тренировал даже взрослых – вплоть до 30-ти лет. Здесь важен дифференцированный подход. В семь лет с ними надо работать не так как со взрослыми, но и не так как с 9-летними. Это все ступени развития. Например, даже в Италии очень немногие родители знают, что у ребенка до 10 лет не развивается глубина визуальной картины. То, что нам кажется легким, для них таковым не кажется. Они даже поле видят по-другому. Для них оно огромно. Нужно обязательно знать возрастную категорию, знать, что тренировать и знать, с какими трудностями они столкнутся. Даже у взрослых глубина картины разная – поле до ворот каждому видится иначе. Это все приходит с опытом, с обучениями, с повышением квалификации.
Здесь, в России, например, я обучаю детей технике, развлечению. Игра всегда должна оставаться игрой. Все необходимое они получат на поле, а не в зале. Если я даю им упражнение, в конце которого они забивают мяч в ворота, они будут упражняться, потому что думают об ударе в ворота, а не концентрируются на усталости. Если я уберу удар по воротам, то они начнут уставать. Это форма игры. Они не понимают мотива, для них это просто игра. Они упражняются, но также и получают физическую нагрузку. Их мозг работает так: «Я должен пройти испытания, преодолеть препятствия, потому что потом забью гол». Им важен гол. А мне вообще неинтересен их удар в конце, мне важно, чтобы они занимались. В этом секрет.
Спорт, красивые автомобили и, разумеется, котики – на Telegram-канале GoBro!