Оглавление
1. Ранние годы
2. Начало в Формуле
3. Лучшие годы
4. Личная жизнь
5. Зарплата и доходы
6. Достижения
7. Хаккинен вне спорта и сегодня
Ранние годы
Мика родился в пригороде главного финского города, будучи плодом любви работника радио и секретаря. Обе профессии с автомобильными гонками связаны никак не были. Как вспоминал Мика потом, у него возникла любовь к высокой скорости с раннего детства, когда он всего раз проехался на карте. Мальчик рос не сам — в семье также была сестра Нина.
Когда Мике исполнилось лишь пять, родители решили отвести мальчика в картинг-клуб. Маленький Хаккинен сходу попал в «ДТП» на карте, но уже тогда проявил характер, ведь гонку решил продолжить. Неимоверные упорство и огромный азарт, продемонстрированные юношей на трассе, переубедили отца и мать, что сына нужно обязательно отдавать в секцию.
Более того, Мика также смог уговорить приобрести ему карт. И тогда же твердо принял решение, что непременно станет лидером и успешным гонщиком. Интересно, что первым картингом Мики ранее пользовался Хенри Тойвонен. Последний — один из наиболее юных чемпионов мира в турнирах по ралли.
Важно, что увлечение Хаккинена всецело поддерживалось родителями. Позже Мика также приступил к тренировочным занятиям в спортшколе Кеймола. Стоит понимать, что у семьи Мики был скромный бюджет. И при этом папа и мама все же находили средства на покрытие всех расходов, которые были связаны с турнирами, в которых участвовал сын.
В 75-м семилетний Мика участвовал в дебютном заезде в картинге. И смог прийти к финишу первым. Впрочем, у соревнования был региональный уровень. Но действительно серьезный успех себя ждать не заставил, и пришел уже в 81-м, когда Хаккинен сумел достичь высшей ступени пьедестала первенства страны.
Начало в Формуле
К 86-му Мика уже был пятикратно лучшим в своей стране. Но и тогда практически никто всерьез увлечение Хаккинена как будущую профессию не воспринимал. Здесь стоит сказать, что Хаккинен также успешно окончил школу, и был неплох в работе с металлом.
В 86-м Мика решил, что в его жизни должны настать кардинальные перемены. Он принял решение перейти в иной класс соревнований. Так Хаккинен покинул традиционные для его страны раллийные трассы. Мика принял приглашение участвовать в Formula Ford 1600.
В концовке 86-го Хаккинен получил нового агента. Таковым стал первый чемпион из числа финнов Кеке Росберг. Он взял юный талант под свое крыло, и помогал ему всем, чем мог. Важно и то, что он сумел наладить связи с определенными спонсорами, и вообще всерьез занимался гонками на авто с открытыми колесами.
Сперва ему удалось стать лучшим в Скандинавии, потом он был лучшим в Opel-серии, а спустя еще определенный период времени решил перебраться на Туманный Альбион. Интересно, что там Мика снимал апартаменты вместе с Алланом Макнишем. Последний в 89-м смог стать вице-чемпионом в британской Formula 3. Спустя всего год данную серию выиграл и Хаккинен.
Невзирая на то, что возможности команды Lotus не назовешь большими, Хаккинен смог получить большой опыт. На протяжении двух лет ему удается постепенно улучшить результаты. В 91-м он набирает всего два очка.
Участвуя в Гран-при Сан-Марино, он берет старт с 25-го места и в конечном итоге занимает пятую позицию. При этом в следующем сезоне Хаккинен в очковой зоне оказывается сразу в шести гонках, и завершает первенство на восьмой позиции в личном зачете.
Сумев набрать 11 баллов, Мика существенно опережает коллегу по статье Джонни Херберта. И это при том, что последний был гонщиком куда более опытным. Однако в 92-м в жизни Хаккинена случается еще одна маленькая, но в этой связи ничуть не теряющая предельной важности деталь, которая в жизни Мики как пилота имела чрезвычайно большое значение.
Он вел борьбу с Айртоном Сенной за пятую строчку, и на прямой Kemmel бразильский спортсмен красиво обошел конкурента, зацепив его. Потом финн припомнит случившееся Сенне (участвуя в Гран-при Пасифик в 94-м, уже в первом круге Мика «случайно» задел Айртона, и тот был вынужден прекратить борьбу).
В 93-м Мика становятся тест-пилотом Mclaren. Тогда Роном Деннисом ему было обещано место в основном болиде. Однако сие случилось намного быстрее, чем этого ожидали и специалисты, и сам Хаккинен. Ему помог случай. Случилось так, что в эндшпиле года Майкл Андретти по причине неудач принял решение уйти из Formula 1. Соответственно, место освободилось.
Дебютный заезд в составе Mclaren случился на Гран-при Португалии. О произошедшем в квалификации потом говорили все. Хаккинен обошел коллегу по команде, куда более известного и статусного Айртона Сенну. Да, финн выиграл у бразильского гонщика лишь пять сотых, но то, что случилось, было громким событием само по себе.
Причем Хаккинен был хорош в той гонке, но на 32-м круге оказался вылетевшим в последнем повороте, а потому был вынужден закончить борьбу. Уже на следующем этапе он впервые попадает в тройку лучших. Данного результата было достаточным для того, чтобы в 94-м вновь ездить в составе Mclaren. Однако теперь уже будучи первым пилотом, ведь Сенна принял решение уйти в Williams.
У него появился новый коллега по команде. Таковым стал опытный Мартин Брандл, последний еще в 83-м участвовал в борьбе за титул в Formula 3 вместе как раз с Сенной. Впрочем, Мика присутствия британца даже не заметил, и легко того обошел в первенстве. В общей сложности в сезоне Хаккинен принимал участие в восьми гонках, и в шести случаях ему удавалось оказываться в топ-3. Попал он и в одну скандальную историю. В Гран-при Германии Хаккинен вдруг оказался в заварушке на старте заезда, и получил отстранение от гонок ровно на один этап, когда его команда участвовала в соревновании в Венгрии.
Лучшие годы
В финальном Гран-при 95-го в Австралии Мика в буквальном смысле взлетел в воздух — все потому, что у него взорвалась покрышка. Причем аварийная ситуация случилась на наиболее быстром повороте — там показатели скорости не падали ниже 120-ти километров в час. Хаккинен получил более чем серьезные травмы. У Мики был перелом черепа, внутреннее кровотечение и закупорка дыхательных путей. С этими повреждениями он был госпитализирован.
Позже специалисты говорили, что если бы Мика не получил первую помощь на трассе, или если бы госпиталь находился от автодрома дальше, он мог попрощаться с жизнью на 27-м году. Через два месяца благодаря практике интенсивной терапии, Хаккинену удалось встать на ноги. И вернулся он еще сильнее.
В 98-м Мике удалось войти в тройку лучших в 11-ти случаях из 16-ти (тогда же в его активе, в том числе, было восемь первых мест), в 1999-м он взял десять подиумов. Постепенно благодаря таким результатам ему удалось стать чемпионом мира. Нельзя не отметить, что при этом у него были более чем серьезные конкуренты в Formula 1. Там Мике противостояли Михаэль Шумахер, а также Дэвид Култхард, Жак Вильнёв и Жан Алези — настоящие легенды.
Принципиальность соперничества Мики и Шумахера берет свое начало задолго до того, как они принялись бороться за титул чемпиона. Их знакомство состоялось еще в тот период, когда они были заняты пилотированием картов. А уже на Гран-при Макао, а также немецкой Formula 3 они впервые встали в соревнование на одной трассе.
Уровень противостояния спортсменов всегда зашкаливал. Так, в Гран-при того же Макао в 90-м финский спортсмен был лидером по итогам прохождения первой квалификации. И за период проведения следующего заезда ему было достаточно прийти к финишу вторым и не дать противнику преимущества более чем в 2,6 секунды.
Но такой вариант не устроил самого Хаккинена. Мика попытался обойти Шумахера на опасном участке. Но сделать этого не получилось, а кроме того, он еще и выполнил прием неудачно, а потому вылетел с трассы и выбыл из турнира.
В 97-м последовала победа Хаккинена на Гран-при на территории Бразилии. Тогда немец слишком увлекся борьбой с Вильневом, и Михаэль повредил болид оппонента, да еще и сам выбыл из гонки. Так была открыта дорога финну на ступень лидера гонки.
Напряженная борьба за титул чемпиона в 98-м была выиграна Микой. В 99-м он оказался в тройке лучших без противостояния с главным оппонентом, потому как по причине аварии у Михаэля были сломаны обе ноги, и он пропустил немалую часть сезона.
Но в 2000-м и 2001-м Ferrari, цвета которой защищал Шумахер, принимает решение изменить политику стайни. Среди прочего, итальянская команда пересматривает подходы с опережением на пит-стопах, а потому Михаэль вновь возвращает себе титул лучшего.
При этом, несмотря на всю серьезность противостояния, финн и немец неизменно сохраняли отношения товарищей, коллег по цеху, и отзывались друг о друге с превеликим уважением.
В 2000 году Хаккинен не сумел завоевать чемпионский титул, несмотря на то, что у него долгое время были неплохие шансы на победу. Результаты сезона были определены благодаря четырем победам немецкого оппонента в последних четырех гонках. Однако перед этой серией состоялось Гран-при Бельгии, где произошла ожесточенная борьба за первенство в чемпионате. В ходе этого этапа дождь значительно повлиял на ход гонки. Лидерство переходило то к Шумахеру, то к Хаккинену. В итоге, недалеко от финиша, Хаккинен совершил впечатляющий обгон Шуми и сумел занять лидирующую позицию.
После гонки на пресс-конференции основными темами стали именно этот момент и проблемы с резиной у Шумахера. Хаккинен заявил, что два раза попал в воздушную подушку, что дало ему дополнительную мощь. С другой стороны, Шумахер признался, что не ожидал такого обгона от своего соперника, и его появление справа оказалось большим сюрпризом. Несмотря на то, что финн опередил немца на шесть очков после этой гонки, он не сумел удержать лидерство до конца сезона.
В 2001 году команда McLaren столкнулась с третьим серьезным поражением в результате изменений в технических регламентах. ФИА запретила использование бериллия для производства двигателей, и стайня Mercedes-Benz была вынуждена использовать более приземленные разработки. Это сказалось на результате, и Мика смог выиграть только две гонки, а в итоге финишировал на пятой позиции. В конце сезона Хаккинен объявил о своем уходе из Formula 1 из-за опасений за свое здоровье. Авария на первом этапе в Австралии заставила финна серьезно задуматься о своей карьере. Нельзя не вспомнить и о проблемах с техникой (как, например, отказ двигателя на Гран-при Испании), но это стало второстепенными причинами его решения.
После сезона 2001 года финн, уже будучи живой легендой, объявил о своем уходе. За десять лет в аристократических гонках он стоял на высшем пьедестале 20 раз, а всего 51 раз попадал на подиум. В 2004 году появились слухи о его возможном возвращении в Formula 1, но он опроверг эти сведения, указывая на замедленную реакцию и ухудшение зрения. Однако в следующие три года он участвовал в чемпионате Deutsche Tourenwagen Masters, где автомобили были обычными легковыми.
В ноябре 2007 года Хаккинен окончательно покинул автоспорт. Он заявил, что принятие такого решения не было легким, и хоть он не участвует в соревнованиях, но продолжает получать удовольствие от заездов на трассе.
В 2019 году Мика все же не преминул вернуться на трассу в рамках Intercontinental GT Challenge, где участвовал в десятичасовой гонке с японскими гонщиками Formula 3 Кацуаки Куботой и Хироаки Ишиурой.
Среди прочего, финский спортсмен является послом Mercedes-Benz, UBS и Nokian Tyres.
Личная жизнь
В 98-м второй половинкой Мики стала телевизионная журналистка Эрье Хонканен. В декабря 2000-го у пары родился мальчик. Сына назвали Хьюго Ронан. В мае 2005-го на свет появилась девочка. Дочь получила имя Айна Джулия.
Но вдруг оказалось, что после окончания карьеры у Хаккинена возникли психологические проблемы. По сути, знаменитый гонщик «потерялся» в повседневной жизни. Мика не мог спокойно пережить боль расставания с делом всей жизни, не понимал, чем заниматься дальше, как построить свой день. А потому пустился во все тяжкие, принявшись смутное время и заливать, и закуривать.
Неудивительно, что тут же у финна возникли серьезные трудности и в семейной жизни. И дело не только в том, что жена и дети не могли спокойно воспринимать изменения образа жизни мужа и папы. Хаккинен еще и решил воспользоваться своей повышенной популярностью у представительниц прекрасного пола. В это трудно поверить, но при этом в 2005-м он даже вернулся к привычному стилю жизни, и принялся активно принимать участие в автогонках серии DTM. Да, за три года у Мики не было шансов побороться за титул, но при этом он пополнил свой актив тремя победами, а главное — получил тот необходимый адреналин, который ему был необходим, как воздух.
Неудивительно, что в итоге с женой не сложилось. В 2008-м Эрье приняла решение отношения разорвать и подала на развод.
На сегодняшний день Мика обрел новое счастье. Его второй половинкой стала чешка Маркета Ремешова. Влюбленные сыграли красивую свадьбу в 2017-м. Ранее у пары появились общие дети. В 2010-м появилась на свет девочка Элла, а спустя четыре года судьба осчастливила их близнецами Линном и Даниэлем.
Зарплата и доходы
Точных данных о доходах спортсмена за время активной карьеры нет. Но известно, что 2000-й принес ему 12 миллионов долларов. И в финансовом отношении тот сезон стал наиболее удачным в карьере Мики.
Хаккинен вне спорта и сегодня
Нельзя не отметить, что Мика активно пользуется современными средствами выражения мысли, по максимуму используя социальные сети. Там он нередко публикует острые комментарии на предмет текущих дел в гонках.
На сегодняшний день Хаккинен проживает на территории Монако. Также Мика — посол нескольких брендов известных марок авто, среди которых — марка Mercedes, которую он активно раскручивает в Азии.
У Хаккинена подписан договор о сотрудничестве с компанией Neuroth. Последняя занимается разработкой слуховых аппаратов.
Хаккинен вне спорта и сегодня
Нельзя не отметить, что Мика активно пользуется современными средствами выражения мысли, по максимуму используя социальные сети. Там он нередко публикует острые комментарии на предмет текущих дел в гонках.
На сегодняшний день Хаккинен проживает на территории Монако. Также Мика — посол нескольких брендов известных марок авто, среди которых — марка Mercedes, которую он активно раскручивает в Азии.
У Хаккинена подписан договор о сотрудничестве с компанией Neuroth. Последняя занимается разработкой слуховых аппаратов.
Досье Мики Хаккинена
Имя: Ми́ка Па́ули Ха́ккинен
Дата рождения: 28 сентября 1968 (55 лет)
Место рождения: Вантаа, провинция Уусимаа, Финляндия
Гражданство: Финляндия
Рост: 179 см
Вес: 75-92 кг
Специализация: автогонщик
Достижения
Среди спортивных победа Хаккинена — пятикратное чемпионство в гонках разного класса.
В Formula 3 у Мики победа в серии 89-го, а в Formula 1 два титула чемпиона, что делает его одним из лучших гонщиков 90-х.