Оглавление
1. Ранние годы
2. Школа картинга
3. Формула 3-2-1
4. Личная жизнь
5. Зарплата и доходы
6. Достижения
7. Сироткин вне спорта и сегодня
Ранние годы
Будущий любитель скорости появился на свет в столице. Мальчик сходу проявлял интерес к машинкам, и впервые оказался за рулем авто еще в раннем детстве, когда ему было лишь пять. Тогда Сережа поехал на отдых с родителями на Пиренеи. Ему так пришелся по душе картодром, что после возвращения домой мальчику удалось уговорить папу продолжить занятия уже на более высоком уровне.
Нельзя не сказать, что папа Сережи Олег был руководителем Национального института авиационных технологий. И как раз его в СМИ называли тем, кто выступал в качестве главного спонсора сына. Пресса трубила, что в свое время институтом был погашен долг первой команды Сироткина в Formula, а это был Sauber и баснословная сумма в $75 миллионов. Впрочем, по данным других источников инвестиции давались также и Государственным фондом развития Северо-Запада и Международным фондом инвестиционного сотрудничества.
Школа картинга
Уже в 2006-м Сироткину удается стать лучшим в Москве по картингу. Далее он успешно переходит уже на международный уровень, начинает выступать в европейских соревнованиях в классе KF2, а также KF3. О большой перспективе Сережи говорит тот факт, что уже в 12 Сироткину удается выиграть первый в спортивной биографии большой приз — ему достается авто Subaru.
Участие в гонках не мешает Сироткину получить среднее образование, причем он закончил школу с хорошими отметками, а экзамены сдавал экстерном. Сергей поступает в Московский автодорожный институт. Он защищает диплом в 2017-м, и продолжает получать образование уже пребывая в магистратуре. При этом выпускной труд Сироткина был посвящен теме болидов Formula 1. Как потом рассказывал Сергей, практически все преподаватели к его карьере относились, как правило, с пониманием, но никаких поблажек он не получал.
Первый набор очков Сироткину покорился на Italian Formula Abarth. Там ему удалось стать вторым в личном зачете. Вскоре Сергей переходит в итальянскую Formula 3, а после того, как последняя закрылась — оказался в мировой серии Auto GP. В ней ездили, среди прочих, такой известный спортсмен, как вице-чемпион мира Фелипе Масса или сын четырежды лучшего Алена Проста Николя.
Сироткину в возрасте 16 лет удалось установить личный рекорд. Сергей за три дня провел пять тренировочных занятий, три заезда в квалификации и пять гонок, и в целом наездил 817 километров. Чтобы понимать масштаб, для сравнения приведем цифры чемпиона мира Льюиса Хэмилтона в 2017, когда он по ходу финала в ОАЭ наездил немногим больше — 850. Следующий этап в его карьере — весьма престижный вид европейской Formula V8 3.5. Нельзя не отметить, что из последней традиционно поступает пополнение уже и для Formula 1.
Формула 3-2-1
В 2013-м Сироткин подписывает соглашение со швейцарской автогоночной командой Sauber. Таким образом, он становится самым молодым участником так называемых «Больших призов». На ту пору ему еще не исполнилось даже 18-ти. Помимо этого, будучи парнем с ростом 184 сантиметра, Сироткин стал одним из наиболее высоких пилотов Formula в принципе. Собственно, по этой причине механики Sauber немало возились с настройками его болида.
Когда Сергей был в Formula 3 и выступал в составе коллектива Euronova Racing by Fortec, ему семь раз удалось достигать вершин пьедестала, также в его активе победа на территории Венгрии на трассе Хунгароринг. Итогом сезона стала пятая строчка в личном зачете.
Дальнейший путь в карьере Сироткина связан с гоночной серией Auto GP и поисками спонсора. Сергей стремился двигаться вперед, но для этого были нужны спонсоры, ведь в элите автомобильного спорта одного лишь таланта без надежной и эффективной финансовой поддержки нередко не хватает.
Участие в серии Formula Renault 3.5 стала следующей ступенью в карьере Сергея. Там ему удалось провести лишь неполный сезон. Невзирая на это, Сироткин пять раз приходил к финишу в очковой зоне и два раза был в тройке лучших, сумев обеспечить себе позиции в первой десятке по итогам сезона. В сезоне-2014 Сергей выигрывает гонку в столице и трижды оказывается на подиуме, сумев подняться в чемпионате на пятую строчку. Именно тогда на Сироткина начинают поглядывать представители Formula 1.
Тогда же, в 2014-м, планировалось, что Сироткин сядет за болид Sauber, однако ожидания оказались поспешными. Что-то не сложилось, и место Сергея было занято Эстебаном Гутьерресом. Среди прочего, вновь остро встал вопрос наличия спонсоров. Впрочем, прогресс был налицо — Сироткин на регулярной основе выезжает на трассы Formula 1 как тест-пилот при проведении тренировочных сессий.
Сезон-2015 для Сергея можно считать промежуточным. Он принял решение провести турнирный год в серии GP2, а это — последняя ступень перед непосредственно F-1. Соревнования за рулем болида Rapax проходили для Сергея достаточно неплохо: он был успешен на британском этапе, ему удалось взять четыре подиума и занять итоговую третью строчку в чемпионате.
Впрочем, ложку дегтя не отметить нельзя. Дело в том, что соглашение с Sauber Сергей подписывал в качестве боевого пилота, однако по факту принимал участие лишь в тестовых и заездах тренировочного характера. В 2015-м Сироткин переходит в класс GP2, оказываясь в одном из слабейших коллективов, коим была бразильско-итальянская команда Rapax. Там он занял третью строчку в первенстве. Спустя год он повторяет такой успех уже в качестве участника французской ART Grand Prix.
Лето 2017-го приносит российскому пилоту дебют в старейшей гонке на выносливость под названием «24 часа Ле Мана». Он выступает в составе команды SMP Racing. Сироткин приходит к финишу в четвертом десятке по причине проведения частых ремонтов своего спортивного прототипа — его Dallara ломался действительно часто.
Сергей получает возможность вернуться в Formula 1. И вновь — будучи тестовым пилотом Renault, также он принимает участие в свободных заездах на Гран-при на территории трех стран, пробуя свои силы в России, Бразилии, а также Испании, узнает «вкус» трасс в таких государствах, как Австрия и Малайзия. Сироткин получает положительные отклики управляющего директора Renault. Хвалебные фразы в адрес Сергея были услышаны владельцами британского Williams. А потому уже в ноябре 2017-го он принимает участие в тестовых заездах в Яс Марине в ОАЭ.
Таким образом, Сергею удается повторить успех соотечественников Виталия Петрова и Даниила Квята. Он становится действующим пилотом команды высшего дивизиона, но при этом — еще и носит статус первого россиянина в составе Williams.
Январь 2018-го становится тем временем, когда он заключил однолетнее соглашение с командой во главе с Фрэнком Уильямсом, которой удалось взрастить семерых чемпионов мира. При этом сам Сироткин отмечает, что проводить заезды на пару с всемирно известными мастерами, которыми являются Фернандо Алонсо и Льюис Хэмилтон, нелегко, и даже — страшновато, но тут же говорит, что не переставал об этом мечтать. Также Сергей говорит, что в Formula пришел не для того, чтобы следовать олимпийскому принципу, а с целью показать хороший результат, став лучшим в гонках.
Спустя два месяца Сироткин впервые проезжает по трассе Formula 1, когда ощущает, что это, в заезде на Гран-при Австралии. К превеликому сожалению, Сергею приходится сняться с половины дистанции по причине возникших проблем с тормозами. Участвуя в этапах Китая и Бахрейна, он приходит к финишу на 15-й строчке.
Как потом признавался Сироткин, от гонки в Азербайджане он ожидал самого настоящего «волшебства», ведь та трасса ему была отлично знакома: четырежды он выступал в Баку в GP2 и Formula 2.
Тем не менее, ему вновь не повезло. Уже на первом круге он попадает в аварию — Сироткин врезается в болид мексиканского спортсмена Серхио Переса, который выступал за команду Force India, Сергей не доезжает до финиша да еще и зарабатывает первые штрафные очки.
Эта ситуация повлияла на позиции Сергея в Гран-при Испании. Помимо этого, на первом же тренировочном занятии в Каталонии Сироткин уступает место в болиде другому гонщику и партнеру по команде Роберту Кубице.
В Гран-при Италии Сергей зарабатывает первый балл в карьере, входит в первую десятку, а в личном зачете соревнования становится 20-м.
К сожалению, таких достижений Сироткину не хватает, чтобы остаться в команде. В 2019-м он теряет свое место, и этим сильно сокрушается. В последовавших после этого интервью Сергей признавался, что у него было большое желание вернуться, ведь ему удалось сохранил хорошие отношения и с боссами, и с партнерами Williams. При этом он в очередной раз отмечает, что никакие другие турниры и близко сравниться с Formula 1 не могут. Вскоре Сироткин становится резервным гонщиком Renault.
Стоит отметить, что Сергей привык не выделять кого-то из коллег по Formula, и не раз говорил, что хороших профессионалов немало. При этом больше, чем с другими, он привык общаться с Нико Хюлькенбергом. Спортсмены успели подружиться, пребывая в Sauber.
Личная жизнь
Сергей не любит выставлять личную жизнь напоказ, но адекватных вопросов СМИ на эту тему не избегает. У спортсмена есть девушка. Это Дарья Мошкова. Пара изредка выкладывает общие фотографии в соцсетях, и предпочитает не афишировать свои отношения.
Зарплата и доходы
В январе 2018-го стало известно, что Сироткин оказался в первой двадцатке гонщиков Formula 1 по уровню заработной платы, но делил именно 19-20-ю строчки. По данным СМИ, российский пилот заработал 150 тысяч долларов США. Такая цифра оказалось самой маленькой заработной платой среди лучших гонщиков. Столько же на тот момент зарабатывал другой новичок серии — речь о Шарле Леклере, который с тех пор существенно во всех аспектах прибавил.
Впрочем, низкий порог дохода Сироткина является вполне объяснимым. Потому как тогда Сергей носил статус не только фактически дебютанта, но и члена Williams — команды, зажившей славы стайни, которая за счет своих работников держится на плаву, а не позволяет хорошие деньги пилотам заработать. При этом бросалось в глаза и другое. Сергей обошелся своей команде на порядок дешевле, а именно — в 12 раз, чем его напарник Лэнс Стролл. На тот момент это была наиболее существенная разница в пелотоне.
Сироткин вне спорта и сегодня
Сергей не тот человек, который привык зацикливаться на суевериях. Тем не менее, определенные ритуалы, которым он следует, у него есть. К примеру, он неизменно перед стартом любит надевать сперва левую перчатку, и лишь после — правую.
У Сироткина есть несколько хобби, и они касаются активных видов спорта: ему нравится проводить время за игрой в футбол, хоккей или теннис.
Сироткин относится к тем людям, которые не представляют жизни без сладостей. Причем спортсмен искренне сожалеет, что не может позволить себе употреблять конфеты ежедневно. При этом в целом он предпочитает обязательно здоровое питание и любит активный отдых. В его жизни присутствует алкоголь, но в минимальных количествах — это может быть бутылка пива или бокал вина. И все это — исключительно в дни отдыха и по особым поводам. При этом как-то он сказал, что «шампанское на подиуме — не более чем исключение, ведь перечеркивать результат ежедневных тренировок не хочется». Кроме того, немало времени Сироткин проводит в спортзале и за теорией.
В 2018-м пилот принимал участие в показе мод в Монте-Карло. Сергей поднимался на подиум, будучи одним из участников благотворительной акции, которая традиционно проводится во время проведения гоночных заездов.
В 2020-м в жизни Сироткина произошло знаковое событие. Он открыл свою «Академию картинга», которая появилась в клубе Forza One Karting. У проекта была конкретная цель — увеличение количества любителей автомобильного спорта.
Досье Сергея Сироткина
Имя: Серге́й Оле́гович Сиро́ткин
Дата рождения: 27 августа 1995 (28 лет)
Место рождения: Москва, Россия
Гражданство: Россия
Рост: 184 см
Вес: 78 кг
Специализация: автогонщик
Достижения
— 2020 — стал участником GT World Challenge Europe Endurance Cup (Pro class), стал резервным гонщиком команды Формулы 1 Renault DP World;
— 2019 — стал пилотом команды SMP Racing на первенстве мира по гонкам на выносливость, а также резервным пилотом команды Formula 1 Renault F1 Team, также был был резервным гонщиком в команде Formula 1 McLaren F1 Team;
— 2018 — стал гонщиком команды Williams Martini Racing в Formula 1;
— 2017 — был участником тестов Pirelli в составе команды Williams F1 Team, резервным пилотом Renault F1 Team в Formula 1, участником гонки «24 часа Ле Мана»;
— 2016 — выиграл бронзовые медали GP2 Series, стал тест-пилотом Renault F1 Team;
— 2015 — стал бронзовым призером GP2 Series, признан лучшим новичком сезона;
— 2014 — занял пятую позицию в World Series By Renault 3.5, стал третьим пилотом Sauber F1 Team;
— 2013 — был участником World Series By Renault 3.5, участником тестов F1 Ferrari team;
— 2012 — выиграл бронзовые медали Auto GP, взял пятую позицию в Italian F3 European Series;
— 2011 — стал победителем европейской «Формулы Абарт», серебряным призером итальянской «Формулы Абарт»;
— 2011 — стал серебряным призером Italian Championship Formula ACI CSAi Abarth, был участником Formula Abarth European Series;
— 2010 — выиграл серебряные медали первенства Европы по картингу в классе KF2, был участником Formula Abarth Italian Championship, участником Viking Trophy в классе KF2, участником Зимнего Кубка по картингу в классе KF2;
— 2009 — выиграл бронзовые медали CIK-FIA Viking Trophy в классе KF3, был призером этапа WSK International Series в классе KF3, участником German Junior Kart Championship, участвовал в Кубке мира по картингу в классе KF3 (CIK-FIA World Cup), участвовал в Trofeo Andrea Margutti в классе KF3, участвовал в South Garda Winter Cup в классе KF3;
— 2008 — выиграл Göteborgs Stora Pris в классе KF3, выиграл чемпионат России по картингу в классе KF3, был участником CIK-FIA Asia-Pacific Championship в классе KF3, участником Silver Cup в классе KF3, участником; Monaco Kart Cup CIK-FIA в классе KF3, стал призером этапа WSK International Series в классе KF3, участником Viking Trophy в классе KF3;
— 2007 — выиграл чемпионат России по картингу;
— 2006 — выиграл первенство Москвы по картингу.