ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Детский сад в планы не входит
2. Победы Шарля Леклера в GP3 и «Формуле-2»
3. «С детства мечтал выступать за Ferrari»
4. Стиль
5. Личная жизнь
6. Зарплата и доходы
7. Достижения
8. Шарль Леклер вне спорта
ДЕТСКИЙ САД В ПЛАНЫ НЕ ВХОДИТ
Шарль Леклер относится к тем автогонщикам, которым спортивная карьера, что называется, была написана на роду. Все потому, что его папа, Эрве не просто интересовался скоростью, а и не раз принимал участие во всевозможных турнирах по картингу. Отец приучал сына к авто с первых дней его жизни. Эрве постоянно дарил Шарлю всевозможные модели игрушечных машинок, водил мальчика на трек, а позже смотрел с сыном очередной этап «Формулы-1», который регулярно принимал Монте-Карло. Шарль вырос в той среде, где гул двигателя и фантастическая скорость — это что-то сродни чашки кофе с утра для обычного человека.
Вот что вспоминал о первых годах своей жизни Шарль в интервью Sauber:
«Мне было около четырех лет. Во время Гран-при Монако наша семья была в гостях у друзей, мы сидели на их террасе, расположенной чуть выше выхода из поворота Сент-Девот. Помню, как вместе с другом играл с машинками, слушая при этом шум двигателей «Формулы-1». У всех есть определенные воспоминания о своем детстве — как вехи, которые глубоко выгравированы в вашей памяти. Это воспоминание стало одним из моих первых и самых ярких».
Шарль понимал, что машинки ему нравятся все больше. А потому начинал идти на хитрости. Как-то с утра мальчик проснулся и принял решение, что детсад в его планы сегодня не входит. А потому незамедлительно придумал себе легкое недомогание, чтобы поехать с Эрве к Филиппу Бьянки. Последний — лучший друг папы, которому принадлежал картодром.
Тогда ли, или позже, но именно там Шарль впервые оказался за штурвалом карта. Первая поездка состоялась в компании с Филиппом. Два карта поочередно связали — так мальчик должен был понять базовые принципы езды. Но учитывая смышленость Шарля, веревка быстро оказалась не нужна, и ему позволили кататься без внешнего вмешательства.
Тем не менее, иногда Шарль действительно забывал о том, что должно быть на первом месте. Вспоминает Леклер-младший в комментарии Sauber:
«Должно быть, это произошло в один из первых десяти раз, когда я садился в карт. Мне было около четырех лет, и я уже научился самостоятельно управляться с картом. Мы с отцом приехали на картодром, и я сразу сел и уехал. Отец стоял сбоку от трека, отчаянно махал руками и звал меня, но я не понимал, чего он хочет и продолжал ехать вперед. Когда после нескольких кругов я наконец остановился, оказалось, что на мне не было шлема. Настолько вот, даже будучи ребенком, я не обращал внимания на остальной мир, как только у меня появлялась возможность гонятся. Ничто другое в тот момент не имело значения».
Эрве видел, что мальчик увлекается картингом все больше. С каждым разом Шарль хотел проводить на треке чуть ли не остаток дня. В своем продолжении отец видел сына, который может не повторить его путь, а превзойти его. А потому такому стремлению Шарля только радовался. Сам Леклер-младший также понимал, что «машинки» — это надолго и всерьез, о чем потом и рассказывал Sauber:
«С того дня, как я начал соревноваться с другими, я был там только ради победы. Это было намного серьезней, чем, к примеру, обычная игра в теннис по воскресеньям».
ПОБЕДЫ ШАРЛЯ ЛЕКЛЕРА В GP3 И «ФОРМУЛЕ-2»
Но не папа, а другой человек выступил для окончательного выбора Шарля определяющим. Леклер познакомился с Жюлем Бьянки — сыном Филиппа, который стал для него настоящим путеводителем в мир скорости. Об огромной роли Бьянки-младшего Шарль не уставал повторять в каждом своем интервью, данном уже в статусе звезды автоспорта, и комментарий Sauber исключением не стал:
«Я провел большую часть своей жизни, гоняясь с Жюлем. Почти каждый свободный уик-энд мы были вместе на трассе его отца. Ни с одним человеком я не соревновался так часто, как с ним, и я думаю, что никто не в состоянии побить этот рекорд».
Более того, значение Жюля в становлении и восхождении Шарля не ограничивается общим времяпровождением, тесными дружескими отношениями и моральной поддержкой. Участие в заездах требует немалых финансовых трат — таковы реалии жизни и будни любого автогонщика. Без поддержки со стороны или прочного личного финансового тыла надеяться на продвижение по карьерной лестнице не приходится. Поначалу эту ношу взял на себя дедушка Шарля. Но со временем он от финансового бремени отказался. Жюль не оставил друга сам на сам с трудностями и в этом случае. Это он помог с поиском новых источников финансирования, а позже рекомендовал Шарля Николя Тодту, впоследствии ставшему менеджером Леклера.
До 2013-го Шарль оставался в картинге, где ему покорилось не одно региональное и международное соревнование. В 17 лет Леклер впервые попробовал свои силы в «Альпийской Формуле-Рено 2.0». Получалось неплохо — юноша не раз оказывался в тройке лучших, а впоследствии занял второе место в общем рейтинге. Вскоре Леклер становится чемпионом серии GP3, а также доказал, что лучше других и в «Формуле-2». Дальше в карьере Шарля появляются первые трудности. Его берут в академию самой Ferrari, но здесь Леклеру даже оказывали психологическую помощь. Он так переживал, что часто выезжает за пределы трассы, что не всегда мог справиться со своими эмоциями.
«С ДЕТСТВА МЕЧТАЛ ВЫСТУПАТЬ ЗА FERRARI»
Премьерное выступление Шарля в элите состоялось в 2018-м в столице Азербайджана и команде Alfa Romeo Sauber. В общем рейтинге Леклер был шестым. Гражданин Монако быстро привлек внимание руководителей другого коллектива. В Scuderia Ferrari как раз образовалась вакансия. В Леклере видели не кого-то, а преемника самого Кими Райкконена!
Тот эмоциональный период в своей жизни он не раз вспоминал в различных интервью, и комментарий Gazzetta dello Sport исключением не стал:
«О чем я подумал, когда впервые примерил форму Ferrari? Я тогда еще не стал гонщиком Ferrari, а был лишь слушателем Гоночной академии команды. Но это был очень эмоциональный момент, ведь я с детства мечтал стать гонщиком «Формулы-1» и выступать за Scuderia. Но это был очень важный шаг в моей карьере. Также тогда я вспомнил об отце, потому что у нас была общая мечта».
Шарль провел сезон подчеркнуто стабильно и успешно, не только став самым молодым гонщиком в знаменитой итальянской команде, но и обошел внутри коллектива конкурента Маркуса Эрикссона, который отошел на второй план. Тот год для Шарля был действительно важным, о чем он и сказал Sauber:
«Так странно, что в плане профессионального и карьерного роста 2017-й был самым продуктивным, в то время как для меня это был по-настоящему тяжелый год. Мне было необходимо очень быстро прогрессировать из-за характера моей профессии, а также по личным обстоятельствам. Я считаю, что самым большим достижением в профессиональном плане стала поул-позиция на Гран-при Баку в прошлом году, через несколько дней после смерти моего отца. Я шел на гоночный уикенд без каких-либо ожиданий, но в то же время знал, что должен сделать так, чтобы отец гордился мной. Решение провести гонку для него, в память о нем, придало мне сил. Я всем обязан отцу и Жюлю, поэтому каждую гонку и каждую победу я посвящаю им».
В 2018-м в качестве слушателя академии Ferrari, Леклер получил возможность лично ощутить мощь новых моторов машин команды. Для него это был важный момент, что мы узнали из интервью Sauber:
«Наличие актуальных двигателей будет большим стимулом для команды, как и новообразованное партнерство с Alfa Romeo. Я был благодарен за всю поддержку, которую я получал от Ferrari. Поддержка, которую я получал от болельщиков по всему миру, также была огромной. С нетерпением ждал своего первого сезона в «Формуле-1».
С 2018-го по 2021-й включительно у Шарля были разные периоды. От 13-го места в первом сезоне и неожиданной четвертой позиции в следующей кампании, до седьмой-восьмой строчки в 20-м и 21-м. Наконец, прорывным в карьере Леклера стал 2022-й год. Да, он отстал от Макса Ферстаппена на 63 очка, но впервые занял второе место.
СТИЛЬ ВОЖДЕНИЯ ШАРЛЯ ЛЕКЛЕРА
Специалисты отмечают, что Леклер не из тех пилотов, которые склонны к ошибкам в гонках. Как правило, неудачи Шарля на трассе стоит связывать с не лучшим вариантом выбранной общими командными усилиями стратегии на заезд. Также Леклеру приписывают грамотный выбор позиции и умение в агрессивном стиле проходить повороты.
ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ ШАРЛЯ ЛЕКЛЕРА
Начиная с 2015-го, Леклер встречался с итальянской моделью Джадой Джанни. О расставании пары публика узнала в 2019-м. Тогда Джанни написала у себя в соцсетях, что Шарль хочет сосредоточиться на «Формуле-1». Вероятно, так Джада хотела объяснить, что у Леклера не хватает на нее времени.
Впрочем, Джанни быстро всех удивил. Уже осенью того же 2019-го стало известно, что у него новая половинка. Ею стала Шарлотта Сине, архитектор из Монако. Впрочем, вторые отношения продлились меньше первых. Уже в декабре 2022-го пара заявила о распаде союза.
Частично о возникающих в отношениях с противоположным полом проблемах у спортсмена можно судить на примере случая, который стал достоянием общественности уже после разрыва с Сине. В 2020-м по причине пандемии ковида Шарль не принимал участие в гонках, а потому принялся напропалую проводить чуть ли не все свободное время за видеоиграми. Попутно он транслировал свое занятие поклонникам. Чрезмерная увлеченность процессом привела к тому, что Сине прождала у дверей в квартиру полчаса, будучи без ключей, ведь Леклер на звонки в дверь и на номер мобильного не отвечал.
ЗАРПЛАТА И ДОХОДЫ ШАРЛЯ ЛЕКЛЕРА
На сегодняшний день Леклер — в числе наиболее высокооплачиваемых пилотов «Формулы-1». Заработок гонщика равен 11,3 миллионам долларов в год.
ШАРЛЬ ЛЕКЛЕР ВНЕ СПОРТА
В феврале 2023-го в книжных лавках Франции появилась биография о Леклере под названием Le Prodige. Это слово можно перевести по-разному, среди прочего, можно трактовать и как «вундеркинд». Впрочем, с учетом того, что пилот элитной серии уже давно вышел из детского и юношеского возраста, наиболее подходящим значением будет емкое «талант».
Особенностью книги можно назвать факт обращения к самым сложным событиям в жизни Шарля. Речь об отрезке, когда не стало его папы Эрве. Вот что в книге Реми Будуля объясняет сам Леклер:
«Ничто не сможет подготовить вас к таким значимым потерям. Смерть отца навсегда меняет вашу жизнь, но я лишь стал относиться ко всему более ответственно, никогда не думал о завершении карьеры, стал понимать, что нужно быть еще более сильным».
Переживания Леклера были усложнены другой трагедией в его жизни. Еще до потери папы в 2015-м погиб Жюль Бьянки. Многолетний друг Леклера умер там, где провел всю свою сознательную жизнь — на скоростной трассе. Бьянки-младший попал в аварию во время проведения Гран-при Японии в 2014-м, не один месяц пролежал в коме, но с последствиями травм справиться не смог.
«После смерти Жюля потеря отца, который всегда был рядом, стала следующим шоком. Мне пришлось очень тяжело. Но я стал более зрелым человеком, эти утраты сделали меня сильнее психологически».
Леклер неприхотлив в одежде, но его также не назовешь человеком, которому все равно, что будет на нем в той или иной ситуации. Об этом Gazzetta dello Sport рассказал сам Шарль:
«Как я выбираю одежду на каждый день? С одной стороны, я предпочитаю классический стиль, а это предполагает простоту и комфорт, но с другой мне свойственно творческое начало, и это заставляет немного экспериментировать, даже если речь идет о повседневной одежде городского стиля. Я – человек настроения, одеваюсь так, как мне хочется, ведь одежда – один из способов подчеркнуть свой имидж».
У Леклера подписано соглашение с брендом Richard Mille. На официальной странице этого производителя есть колонка с биографией автогонщика. Интересно, что при этом в апреле 2022-го пилот лишился эксклюзивных часов. Предмет демонстрации собственного стиля у Шарля в буквальном смысле сняли с руки, пока он делал фото с поклонниками на улице. Стоимость модели, которой лишился Леклер, равна 300 тысячам евро. Впрочем, расстраиваться Леклеру не стоит. Представители Richard Mille сразу пообещали подарить спортсмену новые часы, которые будут красоваться у него на руке.
Пока Шарль идет лишь седьмым в общем зачете после первых проведенных заездов сезона-2023. Тем не менее, Леклер настроен решительно, и не только намерен существенно подняться в рейтинге, но и всерьез считает, что может победить Ферстаппена в гонке за титул чемпиона. О чем он и поведал в комментарии Autosport:
«Сейчас мы далеки от желаемой формы, но это не значит, что нужно впадать в уныние и опускать руки.
До конца сезона еще много гонок, мы планируем привезти несколько крупных обновлений на следующие несколько этапов. Надеюсь, что эти новинки помогут нам сократить отставание от Red Bull Racing. Да и Aston Martin тоже хороша.
Мы прекрасно понимаем, что у нас много работы, но это не повод отказываться от борьбы за титул. Повторюсь, сезон только-только стартовал».
Сегодня Леклер считается одним из наиболее перспективных пилотов «Формулы-1». Шарль уже сейчас занимает третье место по количеству выигранных поул-позишн (у Леклера таковых 19) среди гонщиков команды Ferrari, начиная с момента образования знаменитого итальянского подразделения. На данный момент у Шарля действующее соглашение до 2024-го года. При этом в контракте сторон есть любопытный нюанс. Шарль может проститься с нынешними партнерами без предварительных условий, если случится так, что Кубок конструкторов по итогам сезона команда закончит ниже, чем на третьем месте.
ДОСЬЕ:
Имя: Шарль Марк Эрвэ Персиваль Леклер
Дата рождения: 16 октября 1997 (25 лет)
Место рождения: Монте-Карло
Гражданство: Монако
Рост: 179 см
Вес: 69 кг
Специализация: автогонщик
ДОСТИЖЕНИЯ
— 2014 — Серебряный призер «Альпийской Формулы-Рено» 2.0
— 2015 — Серебряный призер Гран-при Макао
— 2016 — Победитель серии GP3
— 2017 — Победитель серии «Формула-2»
— 2022 — Серебряный призер серии «Формула-1»