Скорость в генах: Макс Ферстаппен покоряет «Формулу-1»

10 июня 2023, 13:34
Фото: Hoch Zwei / Global Look Press / Keystone Press Agency

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Обречен стать спортсменом
2. Первые победы и первые неудачи Макса Ферстаппена
3. Приглашения от Ferrari, McLaren и Red Bull
4. Основа гоночного стиля Макса Ферстаппена – v-траектории
5. Личная жизнь Макса Ферстаппена
6. Зарплата и доходы Макса Ферстаппена
7. Макс Ферстаппен вне спорта
8. Достижения

ОБРЕЧЕН СТАТЬ СПОРТСМЕНОМ

О таких, как Макс Эмилиан Ферстаппен, принято говорить одно: «Был обречен стать спортсменом». Более того, в случае Макса Эмилиана речь не просто о семейном увлечении спортивными дисциплинами как такими, а конкретным направлением. Все потому, что мама и папа Макса посвятили свою жизнь скорости, и сыну свое стремление покорить эту стихию передали полностью. Более того, на этой стезе комфортно себя чувствовали и другие родственники Эмилиана! Так, дедушка Поль и дядя Энтони выступали в гоночной серии GT.

Мама Софи Кумпен в свое время была не последним человеком в картинге. Софи была первой в соревновании имени Андреа Маргутти в 1995-м. Отец Йос стал, по сути, неотъемлемой частью Макса-гонщика с первого выступления сына. Ферстаппен-старший — не просто один из автогонщиков в прошлом. Йос принимал участие в гонках «Формулы-1» в качестве партнера Михаэля Шумахера — с легендарным немцем он был в одной команде.

Неудивительно, что Ферстаппен желание сына постичь скорость только приветствовал. В комментарии Red Bull Йос вспоминал первые шаги Макса в этом направлении:

«Ему было четыре с половиной года, когда мы впервые привели его на картинг. Макс освоил карт всего за один день, и мы сразу же купили ему его, только побольше.

Мы не особо волновались. Максу было около двух с половиной лет, когда он впервые сел за руль квадроцикла. Так что у него уже было достаточно опыта в управлении скоростью».

Фото: Соцсети Софи Кумпен

Будучи бывшим пилотом RB, Дэвид Култхард знал и Ферстаппена-старшего в качестве гонщика, и, со временем, познакомился и не раз брал интервью у его сына. А потому о семействе Ферстаппенов он может говорить со знанием дела:

«Абсолютная приверженность гонкам, заложенная в ДНК Йоса, была передана и Максу. И я думаю, что семья Ферстаппенов очень постаралась, чтобы дать ему наилучшую базу — через картинг и гонки. Они сделали правильный выбор, благодаря которому Макс оказался в нужном месте».

Эмилиану было лишь семь, когда он уже был победителем первой гонки в своей жизни. Йос сына, конечно же, сопровождал. О чем и вспоминал в интервью RB:

«Мы очень хорошо подготовились. Он соревновался с другими мини-юниорами, которым могло быть девять или десять лет. Так что Макс победил тогда более старших ребят».

ПЕРВЫЕ ПОБЕДЫ И ПЕРВЫЕ НЕУДАЧИ МАКСА ФЕРСТАППЕНА

Ровно десять лет мужская часть семьи Ферстаппенов потратила на дальнейшие тренировки, подготовку Эмилиана и приобретение бесценного опыта. Йос не жалел ни себя, ни времени на Макса. Отец не уставал возить сына в фургоне от города к городу, от гонки к гонке. Так ковались первые победы и первые неудачи Макса. Со временем в комментарии RB Ферстаппен-старший настаивал, что это был важнейший этап становления сына.

«Каждый год мы участвовали в гонках, выигрывали чемпионаты. Помимо участия в большом количестве гонок, мне также очень нравилось все то, что происходило вокруг. Наши поездки с сыном в фургоне, предварительные сборы и подготовка… Я скучаю по этому сейчас, несмотря на то, что мы проезжали около 80-100 тыс. км в год ежегодно в течение десяти лет. Это было довольно напряженно».

Следующая ступень — попадание в «Формулу-3». И в этой категории Макс не задержался. На протяжении 33 заездов Ферстаппен 16 раз занимал призовые позиции, десять раз приходил к финишу первым. А потому интерес из самого верха удивил лишь отчасти.

Фото: Соцсети Макса Ферстаппена

ПРИГЛАШЕНИЯ ОТ FERRARI, MCLAREN И RED BULL

Макс заинтересовал команды «Формулы-1». Приглашения поступали от Ferrari, McLaren и Red Bull. Выбор Ферстаппенов (а Йос в обсуждении будущего сына принимал самое активное участие) пал на последнюю. По истечении всего лишь года пребывания в «Формуле-3» в августе 2014-го Ферстаппен был включен в молодежную программу RB после приглашения Хельмута Марко. Эмилиану было лишь 17 лет, когда он примерил на себя шлем наиболее юного пилота в истории «Ф-1». Ферстаппен о том времени RB говорил следующее:

«Некоторые, конечно, говорили, что я был слишком молод. В то время у меня даже не было водительских прав. Мой инструктор по вождению знал, что я участвую в «Ф-1», но все равно был очень строгим, и это правильно. Хотя у меня были наготове кепки, футболки на случай, чтобы его задобрить, но он и этого не взял!»

В другом комментарии, уже для Channel 4, Макс акцентировал внимание на разговорах с отцом и необходимости сделать шаг вперед:

«Я проехал в «Ф-3» только год перед «Ф-1». Когда я был близок к переходу, отец спросил меня: «Ты уверен? Уверен, что нужно запрыгнуть в «Ф-1» сейчас?» Я сказал: «Да, потому что я хочу там быть. И даже если я буду ошибаться, по крайней мере, я буду там. А дальше посмотрим». В итоге мы пошли туда, и, к счастью, все в порядке».

Фото: Соцсети Макса Ферстаппена

Эмилиан сходу доказал всем скептикам и пессимистам, что его взяли в «Ф-1» не из-за фамилии отца. Макс был первым в Гран-при Испании. Одаренный нидерландец смог выдержать давление самого Кими Райкконена (представителя Ferrari) на последних этапах гонки. Так Ферстаппен завоевал титул самого молодого победителя Гран-при «Ф-1». Это случилось, когда Эмилиану было 18 лет и 228 дней. Вот что Макс рассказывал о том моменте, полном переживаний и переполняющих его эмоций, в комментарии RB:

«У меня начались судороги за пять кругов до финиша из-за волнения и концентрации. Это было какое-то сумасшествие. Я буквально считал круги в конце — было такое большое давление. А мой отец так переволновался к концу гонки, что у него пошла кровь из носа».

В 2016-м Макс первые четыре гонки провел в команде Toro Rosso, а вскоре оказался среди профессионалов Red Bull. За период 2017-го Ферстаппен четырежды брал призовые позиции, два раза приезжал к финишу первым, а в общем рейтинге оказался шестым. 2018-й оказался для Ферстаппена во многом прорывным. Он был в тройке 11 раз, взял две победы, а в общем зачете улучшил свое положение на две позиции. 2019-й — новый личный рекорд. Ферстаппен — третий в личном зачете.

2021-й принес Максу долгожданный триумф. До последнего он шел колесо в колесо с принципиальным соперником и многолетним лидером Льюисом Хэмилтоном. Рестарт последнего круга вкупе со сменой резины позволили Эмилиану опередить оппонента чуть ли не на флажке. Самый волнующий момент в своей жизни Ферстаппен в интервью Channel 4 описал следующими словами:

«Я очень нервничал. После все, кто жал мне руку, говорили, что я был хладнокровен. К слову, в тот день у меня были холодные руки – так потом сказали мой отец и моя девушка Келли. Но в тот момент они ничего не говорили, но все чувствовали.

Было, конечно, нервозно. Последняя гонка — и ты либо первый, либо второй. В течение всей гонки эмоции просто скакали: с негативных до резко положительных. Но тот финальный круг… ты позади с новыми шинами, и нужно обогнать соперника — а ты не знаешь, где это произойдет и произойдет ли вообще. Еще и на рестарте нужно хорошо среагировать. Все эти эмоции на последнем круге — безумие. И даже когда понимаешь, что вот-вот выиграешь гонку, тебе ведь еще остается финишировать — ты же можешь развернуться или сделать что-то необдуманное.

Когда я пересек черту, по радио все кричали мне в уши. Я понял, что все, ради чего работал с четырех лет, стало реальностью. Это чемпионство всегда было моей главной мечтой в «Формуле-1». Я выигрывал гонки, поул-позиции, ввязывался в конфликты, был на подиумах — это уже все пройденные этапы. Оставалось только выиграть чемпионат. Достигнуть этого — просто невероятно».

Фото: Соцсети Макса Ферстаппена

В 2022-м Макс повторяет успех и становится двукратным чемпионом мира. Один из главных вопросов, который преследовал его, как до, так и уже после статуса лучшего автогонщика, касался его личных предпочтений в выборе пилота, на которого он равнялся на протяжении своей карьеры. И вот что сказал Ферстаппен в комментарии итальянской Gazzetta:

«Мне очень нравился Фернандо Алонсо, который остался человеком, даже выиграв два титула. Я тоже хотел бы остаться самим собой, если мне будет суждено победить. Есть люди, которые из-за успеха стали совершенно другими. Фернандо — нет. И Феттель тоже».

Другая тема, сопровождавшая выступления Ферстаппена не один год — противостояние с Хэмилтоном. Свою позицию на этот счет после второго титула Макс в интервью RaceBros обозначил предельно четко:

«Никаких отношений с Льюисом нет. Он — соперник на трассе и вне ее. Уважения к нему как к гонщику и как к человеку нет. Он постоянно жалуется на все подряд: на меня, на свою машину, на комиссаров, на погоду и на все остальное. А еще пытается скрыть свое истинное лицо, выступая за окружающую среду и права человека, но при этом летая на частном самолете и живя в роскоши. Хэмилтон — вчерашний день, и не может принять этого».

ОСНОВА ГОНОЧНОГО СТИЛЯ МАКСА ФЕРСТАППЕНА – V-ТРАЕКТОРИИ

Специалисты указывают на стремление Макса ездить в агрессивной манере. Также среди особенностей стиля Ферстаппена отмечают желание ездить в v-траекториях. В этом случае пилот не только поворачивает позже, но и по тормозам давать может также позже. Таким образом, гонщик не только получает возможность получить более ранний разгон, но и проводит в повороте меньше драгоценного времени.

Фото: Соцсети Келли Пике

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ МАКСА ФЕРСТАППЕНА

В личной жизни Ферстаппен во многом также унаследовал повадки отца. Начиная с юношеского периода, он встречался поочередно по меньшей мере с пятью девушками, с которыми серьезных отношений, как писали впоследствии журналисты, иметь и не планировал. Это были как представители спорта Сэби Кук, Максим Пуркуи и Микаэла Ахлин-Кутулински, так и фотомодель Джойс Годефриди и блогерша Росс де Аа. Потом была еще и Дилара Санлик.

Но потом в жизни Макса появилась Келли Пике. Отцом последней является трижды чемпион мира в «Ф-1» Нельсон Пике. Избранница Ферстаппена старше его на девять лет, но этот факт счастливому союзу не мешает. Когда же у Эмилиана спросили о личной жизни в контексте его работы, вот что он ответил в интервью Channel 4:

«Личная жизнь у каждого своя. Каждый по-своему устраивает себе «перезарядку». Я смотрю на это так: что бы ни происходило в «Формуле-1», это не должно мешать личной жизни, как-то воздействовать на нее. Потому что для меня это две разные вещи. Скажем, если на тебя злится босс, ты не должен распространять негатив дома.

«Формула-1» – очень короткий промежуток жизни. Я хочу отлично справиться со всем за это время. С другой стороны, если что-то не удалось или вышло не так, как ты думал, в жизни есть много других возможностей. Думаю, меня это расслабляет».

ЗАРПЛАТА И ДОХОДЫ МАКСА ФЕРСТАППЕНА

Согласно данным открытых источников по итогам 2022-го, среди пилотов «Формулы-1» наибольший заработок был именно у Макса. Сумма его дохода составила 40 миллионов долларов.

МАКС ФЕРСТАППЕН ВНЕ СПОРТА

Довольно давно у Макса была выявлена арахнофобия, а потому представить его даже в относительной близости с пауками не получится.

Фото: Hoch Zwei / Global Look Press

Среди наиболее частых замечаний поклонников Макса — критика его поведение за пределами трассы. Многие называют его не иначе как «высокомерным». В интервью Channel 4 он ответил следующее:

«Иногда твой образ формируется на разных платформах в интернете. Они стебутся над тобой, хотя даже не знают тебя. Эти люди не знакомы со мной лично. Конечно, они могут думать обо мне определенным образом — это нормально. У вас не всегда есть возможность пообщаться со мной поближе.

Люди иногда думают, что я высокомерный. Но я просто очень прямолинеен, откровенен. Я знаю, чего хочу. И я сделаю все, чтобы достичь своей цели. Не думаю, что это высокомерие. Я люблю спорт, люблю гонки. Я вырос на этом. Моя семья — мой отец, моя мать — всегда была вовлечена в это.

Когда ты полностью отдаешь себя чему-то, это большая честь. Ты следуешь за целью. Не думаю, что тут есть что-то общее с высокомерием. Я знаю, что я не идеален. Никто не идеален. Я всегда хочу становиться лучше, как пилот. Примите это.

У Ферстаппена довольно много увлечений и вне гонок. О своих предпочтениях Макс рассказал в комментарии RaceBros:

«У меня много хобби и интересов вне автоспорта. Люблю активный образ жизни: занятия гольфом, теннисом, сноубордингом, серфингом и плаванием. Люблю путешествовать и открывать новые места.

Я посетил много стран, интересуюсь историей, географией и экономикой, а также читаю книги, когда появляются несколько свободных часов. С друзьями хожу на вечеринки, в бары и рестораны. Я не скучный и не зануда».

Сегодня Ферстаппену всего 25. Он в самом расцвете сил и собирается быть лучшим в своем классе еще не один год. И такие цели не назовешь не реалистичными. Как оказалось, он также намерен сосредоточиться на сотрудничестве с новым автомобильным партнером. Все это мы узнали в том же интервью журналистам RaceBros:

«Цели на ближайшее будущее — это продолжать побеждать и защищать титул чемпиона мира. Превзойти всех соперников. Установить новые рекорды. Оставить след в истории автоспорта.

А также помочь своей команде оставаться на вершине и побеждать в Кубке конструкторов. Сотрудничество со спонсорами и партнерами, в особенности с компанией Ford, с которой мы стали ближе.

А еще хочу больше проводить времени с семьей и девушкой, но все же приходится держать баланс между гонками и личной жизнью. И быть самим собой».

ДОСЬЕ:

Имя: Макс Эмилиан Ферстаппен
Дата рождения: 30 сентября 1997 (25 лет)
Место рождения: Хасселт, Бельгия
Гражданство: Нидерланды
Рост: 180 см
Вес: 78 кг
Специализация: автогонщик

ДОСТИЖЕНИЯ

— 2014 — «Формула-3» — Победитель гонки Zandvoort Masters
— 2014 — «Формула-3» — Бронзовый призер Чемпионата мира
— 2016 — «Формула-1» — Победитель Гран-при Испании
— 2017 — «Формула-1» — Победитель Гран-при Малайзии
— 2017 — «Формула-1» — Победитель Гран-при Мексики
— 2018 — «Формула-1» — Победитель Гран-при Австрии
— 2018 — «Формула-1» — Победитель Гран-при Мексики
— 2019 — «Формула-1» — Победитель Гран-при Австрии
— 2019 — «Формула-1» — Победитель Гран-при Германии
— 2021 — «Формула-1» — Победитель Гран-при Эмилии-Романьи
— 2021 — «Формула-1» — Победитель Гран-при Монако
— 2021 — «Формула-1» — Победитель Гран-при Франции
— 2021 — «Формула-1» — Чемпион мира
— 2022 — «Формула-1» — Чемпион мира