ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Изначально Никита Мазепин хотел стать бойцом MMA
2. Школа картинга
3. Шанс всей жизни
4. Личная жизнь Никиты Мазепина
5. Зарплата и доходы
6. Будущее под вопросом
7. Достижения
ИЗНАЧАЛЬНО НИКИТА МАЗЕПИН ХОТЕЛ СТАТЬ БОЙЦОМ MMA
Будущий любитель скорости появился на свет в столице РФ во второй день марта 1999 года. Никита не является примером мальчика, который стремился достичь в жизни большего по причине неустойчивого положения его родителей и семьи в целом в обществе. Напротив, с первых дней жизни Мазепин-младший не нуждался ни в чем, и относился к категории тех детей, которые с годами именуются в обществе не иначе как «золотая молодежь».
Отец Никиты Дмитрий Мазепин — крупный бизнесмен, известный широкой публике как владелец и глава совета директоров «Уралхима», а также известен в качестве основного акционера «Уралкалия». Когда в 2015-м году аналитики издания «Forbes» оценили состояние Мазепина-старшего в 1,3 миллиарда долларов, эта цифра позволяла господину Дмитрию пребывать среди двухсот наиболее богатых людей страны.
Впрочем, беззаботным детство Никиты не назовешь. Все потому, что еще до увлечения скоростью и «машинками» в жизни мальчика произошло событие, оказавшее серьезное влияние на его становление. Речь о расставании мамы и папы. Серьезный удар для любого ребенка Мазепин-младший переживал в кругу таких же, ни в чем не нуждающихся детей и взрослых. Воспитание мальчика идеальным не назовешь — родительскую любовь Никита получал в полном объеме не всегда. Что позже непосредственно отразится и на профессиональных выступлениях.
Папа старался компенсировать далеко не максимальное присутствие в жизни сына удовлетворением желаний чада. И это при том, что Мазепин-старший участвовал в воспитании еще трех других своих детей. И когда в семь лет Никита сказал, что хочет стать гонщиком, папа Дмитрий немедля отвез сына в московскую школу картинга. При этом однажды, уже перед гонкой на самом высоком уровне в августе 2021-го, Никита рассказал, что гонки не были его единственной и вообще изначальной целью:
«Я не всегда думал о гонках, поскольку изначально хотел стать бойцом MMA и в юности даже занимался этим. Однако отец был не в восторге от того, что я возвращался домой с лицом, которое выглядело так себе. Да и мои навыки оставляли желать лучшего, поэтому я не думаю, что достиг бы чего-то серьезного.
Я не помню, сколько мне было лет, когда я начал заниматься гонками на летних каникулах. Именно тогда я и захотел стать гонщиком «Формулы-1».
Даже с учетом того, что увлечение ММА с годами никуда не делось (на вопрос журналиста РБК, хотел бы он поспаринговать с Хабибом, Мазепин ответил буквально следующее — «Только потренироваться»), гонки свое взяли, и Никита с каждым новым занятием увлекался возможностью поймать ощущение скорости все сильнее.
ШКОЛА КАРТИНГА
Никита занимался картингом до 2012-го. За этот период он принимал участие в различных соревнованиях на детском и юношеском уровне. В 2014-м у него впервые получилось добиться значимого результата в крупном состязании. Мазепин пришел к финишу на втором месте на чемпионате мира под эгидой автомобильной федерации FIA. О значимости той гонки говорит, как минимум, один факт. Решающий заезд остался за Ландо Норрисом, впоследствии выступавшем в «Формуле-1» в составе команды McLaren.
Опыт в картинге способствовал созданию ощущения у Мазепина единства с болидом, научил принимать сложные решения посреди заезда, быстро группироваться и делать правильные и своевременные выводы из ошибок.
Более того, как позже вспоминал Никита в интервью тому же РБК, навыками, приобретенными в картинге, он не раз пользовался уже на другом уровне. И даже — в противостоянии с сыном Михаэля Шумахера Миком!
«Я не помню нашу первую встречу, но хорошо помню наш первый трудный инцидент. Он случился в гонке, если я не ошибаюсь, в 2013 году. Это был предпоследний круг. Мы боролись колесо в колесо. Как вы знаете, картинг — это контактный вид спорта по сравнению с «Формулой-1». И так получилось, что Мика развернуло, а я выиграл гонку. В картинге никто такие моменты не обсуждает, но он был жутко недоволен».
В 2022-м Мазепин анонсировал создание турнира по картингу, названного в его честь. Свое решение и мотивы в разговоре с журналистом «Чемпионата» он мотивировал следующим образом:
«Это моя личная инициатива: провести Кубок и поддержать данный вид спорта. В первую очередь речь о поддержке юных картингистов, которые тренируются и работают над собой наравне со взрослыми. Наш турнир дает шанс большому числу гонщиков со всех уголков России принять участие в мощном соревновании и получить ценный опыт борьбы, а сильнейшим – достойную победу.
Картодром функционирует с 1987 года и является одним из старейших в нашей стране. В этом году территорию картодрома привели в порядок: трассу местами расширили, изношенное покрытие заменили свежим асфальтом. Тренироваться теперь гораздо удобнее. Я очень рад, что это место сохраняет свою первозданную атмосферу».
14-15 января 2023 года в Сочи на картодроме в Пластунке состоялся финал Кубка Никиты Мазепина по картингу. Сам Никита в комментарии «СЭ» свои впечатления от турнира и пережитую ностальгию описал так:
«Проводить мероприятия такого масштаба редко бывает легко, но благодаря слаженной работе все прошло отлично. На каждом этапе собиралось около 140 гонщиков со всей страны. Уверен, что кубок подарил как участникам, так и организаторам множество ярких воспоминаний. Я очень рад принять участие в финальном этапе, наблюдать за борьбой на трассе и общаться с юными гонщиками, у которых горят глаза. Сразу вспомнил детство. Уверен, у этих ребят все получится, и спустя несколько лет мы услышим их имена на мировых площадках».
ШАНС ВСЕЙ ЖИЗНИ
Уже в 15 лет Никита имел за плечами не только существенный опыт участия в довольно значимых соревнованиях, но и серьезное подспорье в лице папы, который стал для него важнейшим финансовым тылом на годы. Вчерашний картингист перешел на уровень участника младшей формульной серии. Интересно, что именно тогда же в гонках начал принимать участие и сын, пожалуй, лучшего спортсмена в истории «Формулы-1» Михаэля Шумахера — тот самый Мик.
Дебют на первенстве с открытыми колесами пришелся на этап серии MRF Challenge Formula 2000 и трассу Лусаил. Когда прошла вторая из четырех гонок, Мазепин занял вторую строчку, а в общей сложности записал в свой актив 36 очков.
В большинстве своем, ни в одной из трех «Формул» Мазепин звезд с неба не хватал, как правило, ограничиваясь позициями за пределами даже первой десятки. Впрочем, 2018-й в карьере Никиты можно называть если не переломным, то точно — определяющим. Тогда он впервые заявил о себе как о спортсмене, на которого обратили внимание в контексте возможного участия в самых престижных автогонках. Мазепин перешел из «Формулы-3» состязания категории GP, и показал ранее недостижимый уровень результатов. Никите покорились четыре победы и внушительное количество очков, что позволило прийти к локальному финишу на второй позиции в личном зачете.
Впрочем, в отношении Мазепина хватало и разговоров на тему больших перспектив парня. Так, до ужасной аварии, после которой не стало Антуана Юбера, многие специалисты утверждали, что он и Мазепин — первые претенденты на места в наиболее престижных международных турнирах.
Но будучи пилотом болида команды ART Grand Prix (из «Формулы-2»), Мазепин проявить себя не сумел и высокие места не занимал. В итоге Никита тогда был лишь 18-м. А причинами неудач называл… инженеров, которые, по его словам, оказались не в состоянии подобрать для него необходимые настройки под его манеру вождения. Статус «виноват» получил и недостаточно мощный двигатель.
Шанс всей жизни Мазепин получил в декабре 2020-го, когда стало известно о его приглашении в команду «Формулы-1» под названием «Хаас». У компании «Уралкалий» Дмитрия Мазепина с «Хаасом» было подписано свое соглашение о сотрудничестве.
Премьерный сезон в «Хаасе» у Мазепина, мягко говоря, не задался. Он пас задних и в квалификации, и непосредственно в гонках. Сохранялась надежда, что в его карьере вдруг произойдут чудесные сдвиги, как-то уже было, когда он выступал в «Формуле-2», но… Судьба распорядилась иначе.
Отметим несколько любопытных и важных фактов, касающихся как карьеры Никиты в «Формуле-1», так и причастности и значения его отца в теме гонок на большой скорости.
Так, с участием Мазепина-младшего возникало немало скандалов и неприятных ситуаций на трассе. Никита был замешан даже в драках и авариях, за которые он просил извинения у коллег Нобухары Мацусито и Каллума Илотта. В целом гонщик заработал репутацию спортсмена далеко не с джентльменским стилем поведения.
Мазепин-старший от сына не отстает. Однажды после гонки в Испании в объективы камер попал фрагмент его разговора с советником «Хааса» Йеспером Карлсеном. На нем Дмитрий Мазепин выражал недовольство позициями Никиты в команде после заезда, в котором его сын проиграл Шумахеру-младшему целых 48 секунд. И угрожал прекращением финансирования:
«Что происходит с моим сыном? Если ничего не изменится, я пришлю вам официальное уведомление и приостановлю финансирование. У них возникнут большие проблемы с деньгами, пусть тогда и решают. Просто нам надоели постоянные «попробуем, посмотрим». Три гонки уже прошло. Меняйте машину. Все знают, что у кого-то есть преимущество»
ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ НИКИТЫ МАЗЕПИНА
Впервые имя Никиты Мазепина в контексте амурных похождений в СМИ появилось, когда ему было 17. Тогда пресса пестрела заголовками об отношениях гонщика с 24-летней Аленой Шишковой. Впрочем, уже спустя пару месяцев Никита переключился на другую представительницу шоу-бизнеса Наталью Рудову.
В марте 2019-го у Мазепина были отношения с 28-летней звездой Instagram Анжеликой Ермоленко. Последняя приобрела известность благодаря ведению собственного блога, в котором демонстрировала, как достигать результат по итогам интенсивных тренировочных занятий в спортзале.
Начало прошлого года ознаменовалось порцией слухов на предмет будущего участия Никиты в новом сезоне шоу «Холостяк» в качестве главного героя. В итоге слухи остались слухами, а вместо Мазепина участие в проекте принял фермер Александр Гранков.
ЗАРПЛАТА И ДОХОДЫ
По сообщениям ряда источников в апреле 2021-го, по итогам нового сезона зарплата Никиты за участие в гонках «Формулы-1» составила около одного миллиона долларов. Отметим, что Мазепин также рассказывал о задолженности «Хааса» перед ним за январь и февраль 2022 года.
БУДУЩЕЕ ПОД ВОПРОСОМ
Никита относится к тем спортсменам, которые захотели получить высшее образование. Отец посоветовал сыну стать студентом Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. Здесь же он увлекся сразу двумя новыми в его жизни видами спорта: триатлоном и прыжками с парашютом. Вот как Никита комментировал учебу и переживаемые в связи с этим эмоции в интервью РБК:
«Сочетать учебу и гонки всегда непросто, такая дилемма случается в жизни любого молодого спортсмена, но приходится стараться. Да, иногда не все получается. На втором курсе ужасно сдал французский, но мне удалось найти общий язык с преподавателем и подтянуть уровень языка. Я постарался убедить преподавателя, что отсутствие знаний, которые у меня должны были быть, связано с отсутствием времени, а не с отсутствием мотивации. Мы потратили время на образование, чуть-чуть получше узнали друг друга, и у меня получилось сдать на четверку».
После разрыва договора с «Хаасом» какое-то время Мазепин ожидаемо пребывал в ступоре. Но достаточно быстро Никита определился с дальнейшим родом деятельности. Вместе с единомышленниками он создал благотворительный фонд под названием We Compete As One («Мы выступаем как один»). Целью последнего стала поддержка спортсменов, оказавшихся в аналогичной с Мазепиным ситуацией. Следовательно, речь о тех, кто получил бан на международные турниры по неспортивным мотивам. Свою идею и решение Мазепин прокомментировал следующими словами:
«Вечером того же дня я сел и понял: не знаю, чем заниматься завтра. И осознал, что таких людей много. Так и пришел к идее создания фонда, моем собственном проекте на мои личные средства. В дальнейшем я планирую привлекать разного рода партнеров, не только финансовых, но на данный момент картина выглядит именно так. Мы будем оказывать поддержку сразу по четырем направлениям: психологическая помощь, юридические консультации, образовательные программы, помощь в трудоустройстве. Это не система грантов или прямой финансовой помощи, а оказание поддержки, которая позволит увидеть новые горизонты в жизни — или в спорте, или в другой сфере деятельности».
В начале марта 2023-го Мазепин получил долгожданное решение суда, позволяющее въезжать на территорию стран Европейского союза, подписывать соглашения с командами из Старого Света и вообще без каких-либо ограничений принимать участие в европейских турнирах.
«Я рад решению суда, которое дает мне надежду на возвращение в международный автоспорт. Сделаю все возможное, чтобы наверстать упущенное, и с нетерпением жду возможности вернуться к делу, которому посвятил большую часть своей жизни. Спасибо всем, кто поддерживал меня и продолжает за меня болеть даже в самые трудные моменты».
Впрочем, будущее спортсмена в гонках на самом высоком уровне все равно под вопросом. И причин тому несколько. Во-первых, по отношению к нему продолжает действовать запрет Великобритании. А поскольку автомобильный спорт от этой страны зависит ощутимо, де-факто определенные препятствия для Мазепина остаются.
Во-вторых, прежние связи с отцом и его «Уралкалием» для Никиты в теме его будущего в спорте теперь закрыты. То есть, официально влиятельного покровителя у Мазепина-младшего теперь нет. Конечно, его прежние успехи связаны не столько с финансовым рычагом Дмитрия Мазепина, а, в первую очередь, с его талантами гонщика. Но поскольку о Никите привыкли говорить и его воспринимать именно в спайке с отцом, теперь заявить о себе ему будет намного сложнее.
Можно предположить, что отдельные команды из «Формулы-1» на «серое» сотрудничество с тем же «Уралкалием» пойти могут. В современном мире примеров обхода санкций посредством привлечения необходимого энного количества прокладок хватает. Однако будет ли так на самом деле или такие чаяния поклонников Никиты останутся только в сознании любителей скорости и драйва, узнаем позже. Мазепину-младшему от того не легче: пока продолжать карьеру и холить свою «мечту» (как однажды выразился он сам) у него возможности нет.
ДОСЬЕ:
Имя: Никита Дмитриевич Мазепин
Дата рождения: 2 марта 1999 года (24 года)
Место рождения: Москва, Россия
Гражданство: Россия
Рост: 174 см
Вес: 69 кг
Специализация: автогонщик
ДОСТИЖЕНИЯ
— 2018 — 2 место в серии GP3. Команда ART Grand Prix
— 2019-20 — 3 место в Азиатском чемпионате Формулы-3. Команда Hitech Grand Prix
— 2020 — 5 место в серии Формула-2. Команда Hitech Grand Prix