Масштабные эксперименты и ассоциативные герои: как организаторы научных шоу вовлекают детей в процесс обучения

В чем особенность таких представлений, чему на них можно научиться, как их организаторы придумывают сюжет и какие курьезные случаи происходили на сцене во время шоу, «Телепрограмме» рассказала режиссер Научной елки Wow! How? Дарья Швыкова.

Дарья, расскажите, в чем особенность Научной елки Wow! How?

У каждого шоу, которое мы создаем, есть своя фишка. Главная особенность Научной елки — демонстрации впечатляющих по своим масштабам научных экспериментов и доступное объяснение для юной аудитории, почему во время опытов мы может наблюдать определенное явление и какие законы физики или химии при этом работают.

Какими способами вовлекаете ребенка в процесс?

Чтобы шоу не превратилось в очередной школьный урок, мы продумываем, как подать опыты интересно, и пишем увлекательный сюжет. Одна из задач сценариста — придумать персонажей, с которыми дети смогут себя ассоциировать. В этом году главными героями стали школьники Виктор и Алиса. По сюжету, мальчик — будущий ученый помогает своей однокласснице выиграть конкурс «Лучший блогер 2022».

Тема, на которую Алисе нужно снять видео, — астрономия. Согласитесь, в жизни такая ситуация вполне могла бы произойти.

Откуда черпаете идеи для сюжетов?

Написание сюжета — увлекательный процесс. Обычно мы садимся всей командой, в которую входят продюсеры, разработчики, сценарист и инженер, и устраиваем мозговой штурм. Как правило, пытаемся по-научному объяснить какие-то волшебные атрибуты Нового года. Например, как Дед Мороз успевает посетить всех детей; откуда он знает, кто себя хорошо вел; как в его мешок влезают все подарки. После выбираем самое интересное предположение и раскручиваем его.

В итоге, какой бы смысл мы не закладывали в сюжетную линию, нам важно, чтобы после шоу ребенок понял, что наука не ограничивается одним школьным учебником — она окружает нас. А чтобы разобраться в ней, нужно просто быть любознательным.

Как придумываете опыты, учитывая тот факт, что многие дети уже могли видеть похожие во время других научных шоу?

Мы открываем новые свойства уже известных физических или химический явлений и берем масштабом экспериментов. Если хотим показать, как атмосферное давление воздействует на металл, мы сжимаем не банку из-под газировки, а 200-литровую бочку — такие часто ставят на дачах для полива растений. Работу мембраны показываем не на банке из-под чипсов, а на огромной дым-пушке — большие кольца дыма, вылетающие из нее, долетают до зала, поэтому их можно даже потрогать. А колбы и пробирки, которые мы используем для экспериментов, высотой с человека.

Да и одними опытами здесь не ограничивается. Над аудиовизуальной частью шоу тоже работает целая команда — сценограф, видеомейкер, композитор, реквизитор, режиссер-постановщик, а также художники по свету, костюму и гриму.

Используются ли в шоу спецэффекты или у вас все по-настоящему?

Спецэффекты — скучная вещь, по сравнению с тем, что можно придумать, опираясь на законы физики и химии. Приведу пример. Все думают, что в катушках Теслы есть колонки, которые озвучивают молнии. На самом деле, этот звук настоящий. Единственное, с помощью изменения частоты тока мы настраиваем тональность звучания грома таким образом, чтобы получалась мелодия.

Случались ли во время представлений какие-то курьезные случаи?

Курьезные вряд ли, а вот забавные были. Однажды над Дедом Морозом решил пошутить его сменщик — он положил в чемоданы, которые тот должен был погрузить в сани, четыре отработанных огнетушителя весом 20 килограммов. У нас все актеры профессионалы, поэтому никто в зале не понял, что что-то идет не так, а вот команда хохотала за сценой над тем, как он «непринужденно» пытался закинуть тяжеленные сумки на высоту в один метр.

Вообще, у нас для работы над шоу всегда собираются позитивные люди, с которыми не заскучаешь. А когда заканчивается очередной сезон, все грустят и сразу начинают придумывать что-то интересное для будущих представлений!