В преддверии фестиваля «НЕБО: теория и практика», который состоится в последние майские выходные, поговорили с Дмитрием Самохваловым, пилотом группы “Первый полет”, Чемпионом Европы и мира по высшему пилотажу и главой федерации самолетного спорта Москвы о том, что такое самолетный спорт, как стать пилотом и действительно ли “первым делом самолеты”.
Что такое самолетный спорт?
Самолетный спорт — от слова «самолет», мы летаем на самолетах, у нас много разных дисциплин, есть высший пилотаж, есть авиаралли, авиагонки, порядка 8-ми дисциплин. Непосредственно я занимаюсь «высшим пилотажем».
Как пришли в авиацию? С чего началось увлечение?
У меня все достаточно банально, папа летчик гражданской авиации, работал в компании «Аэрофлот», поэтому я всегда мечтал летать. Так получилось, что я пробовался в «Высшем пилотаже», меня пригласили слетать, мне понравилось и я начал заниматься. С момента моего первого полета и до первых результатов в соревнованиях прошло порядка 10-ти лет. Потом мне посчастливилось попасть в сборную России по «высшему пилотажу» и там я достиг статуса абсолютного чемпиона мира, в прошлом году.
Как стать пилотом? Сколько длится обучение летчика высшего пилотажа?
Стать пилотом не сложно, обучение идет от двух до шести месяцев, смотря, сколько уделять этому времени. Практика, как и во всем мире, у нас в стране однообразна. Можно найти любой авиационно-учебный центр поблизости и пройти программу обучения на частного пилота «Private Pilot license», она позволяет летать на любом однодвигательном или многодвигательном самолете, не задействованном в коммерческих перевозках. В Подмосковье их несколько. Сначала проходит теоретическая подготовка, потом практическая, по окончании сдаются экзамены и тестирование в Росавиации, и выдается само свидетельство.
«Высший пилотаж» по программе Чемпионата мира – это индивидуальные полеты, но мне всегда было интересно попробовать групповой пилотаж лично для себя, так как у нас было много пилотов в команде. Первые инструкторы, которые учили меня летать, – это летчики пилотажной группы «Стрижи» в запасе, они рассказывали про групповые полеты. Это было всегда увлекательно и интересно. Поэтому когда появилось несколько самолетов, стало интересно попробовать, а когда попробовали – то поняли, насколько это круто, сложно и интересно. Полеты в составе группы – это верх мастерства пилотирования самолета, самое сложное, что есть в нашем спорте, в нашем летном деле.
Какие качества важны для пилота?
Для пилота важна физическая подготовка, техника пилотирования и психологическая устойчивость. В самолетном спорте есть разные вращения, которые важно выполнить очень точно. Ошибка на каждые пять градусов отнимает балл. Чемпионом становится тот, кто действует точнее и не допускает промахов даже на пару градусов.
Как пришла идея создать пилотажную группу? Кто вам помогал?
Группу я создал со своим товарищем Ромой Овчинниковым, мы это сделали в 2010 году, с тех пор уже прошло более 12 лет. Группа выполнила порядка 150-ти выступлений по городам нашей страны и ближайшего зарубежья, также мы были в Китае.
Соревнования по «высшему пилотажу» проходят под эгидой Всемирной организации FAI в разных странах и частях нашей планеты. Для того, чтобы понять, что такое высший пилотаж – проще всего провести сравнение с фигурным катанием. У нас есть жеребьевка, и спортсмены по очереди выходят, выступают, судьи оценивают технику пилотирования, кто наберет больше баллов, тот и выиграл. У нас 4 программы: одна обязательная и 3 “темных комплекса”. “Темный комплекс” — это уникальное упражнение: каждая команда представляет по одной фигуре, а упражнение становится известно только накануне. Эту программу никто не может отрепетировать дома, есть только 24 часа, чтобы подготовиться на земле и с чистого листа отлетать.
Расскажите про соревнования? Как они проводятся? Каковы критерии оценки выступлений? Проходят ли соревнования/чемпионаты в России?
Начнем с главных соревнований: Чемпионат мира и Чемпионат Европы, далее на уровне нашей страны проходят соревнования Чемпионат России, и уже на региональном уровне в каждом субъекте страны проходят местные чемпионаты. Я представляю регион Москва, у нас проходят Чемпионат Москвы и Кубок Москвы для начинающих спортсменов.
В этом спорте не менее шести независимых судей следят за точностью исполнения, наблюдают за полетом и ставят оценки. Всего пилот исполняет около десяти фигур, есть обязательная программа и произвольная и еще “темные комплексы”.
Участвуете ли сейчас в соревнованиях? Вы выступаете на собственных самолетах? Он есть у каждого пилота? А если нет?
Я действующий спортсмен, член сборной города Москвы и сборной России. Что касается самолетов, тут есть 2 пути: первый – можно арендовать самолет, второй — можно приобрести. Приобрести самолет можно как одному человеку, так и в складчину. Есть примеры, когда до 5 человек владеют самолетом. Иногда самолет приобретает аэроклуб и дает возможность его членам на нем летать. Каждый из таких вариантов имеет свои преимущества, и любая схема работоспособна, каждый выбирает для себя, что ему удобнее. Я выступаю на самолете «Сухой-31».
Какие фигуры высшего пилотажа самые сложные? Какие ваши любимые?
У меня есть любимые фигуры сольного пилотажа, а также фигуры группового пилотажа. Групповые фигуры для меня, наверное, все сложные, я не могу какую-то выделить, мне интересен весь комплекс показа от начала до конца. Могу сказать, что самые зрелищных фигуры для нашей пилотажной группы – это «Пропеллер» и «Двойное сердце». Они самые эмоциональные и от того, насколько мы их хорошо выполним, зависит реакция зрителей. Если у нас будут какие-то недочеты, то зрители среагируют не так энергично и радостно, а когда все получается, совпадает погода, свет, то тут максимальный эффект от выполнения этой фигуры для зрителя.
Первым делом - самолеты? А девушки потом? Поддерживает ли вас семья?
Думаю, что это не так. Идеально – это когда все совпадает и семья тебя поддерживает, потому что выбирать «или-или» не хочется, одно должно дополнять другое.
Чем еще занимаетесь помимо полетов?
Мы частные пилоты и это не средство заработка для нас, у каждого пилота есть своя профессия. Среди нас есть и коммерческие пилоты, которые летают на больших самолетах, есть программисты, юристы, я сам художник по визуальным спецэффектам.
Есть ли у вас мечта?
Конечно. В прошлом году одну свою мечту я осуществил, стал абсолютным чемпионом мира, долго к этому шел. Теперь мне хочется стать двукратным, трехкратным чемпионом, и хочется в составе пилотажной группы посетить интересные места и выступить в интересных странах, побывать, посмотреть, обменяться опытом и продемонстрировать наше мастерство на разных континентах.
Какое участие принимаете в фестивале “Небо: теория и практика”, который состоится в конце мая?
В этом году наша группа «Первый полет» в третий раз примет участие в фестивале «Небо: теория и практика». Мы планируем показать программу в максимальном составе – 5-6 самолетов. Выполним наши лучшие элементы, будут фигуры «Зеркало», «Пропеллер», «Двойное сердце», «Корона», покажем «Петлю Нестерова», готовимся и надеемся показать интересную программу.